Предыдущая страница                             Глава XIII

                         «Не жалко мне Герасима, а жалко мне Муму

 

Дядя уехал рано утром, пока ещё Витя спал, а за завтраком мальчик начал выяснять  у отца про сказку. Он, конечно, вернул оригинал текста, но задал вопрос, от которого отец чуть не поперхнулся.

– Папа, а это ты написал?!

– Нет, конечно.

– А кто?

– Один юноша – учащийся выпускного класса, который учится у моего коллеги с кафедры русского языка на подготовительных курсах.

– А его теперь примут в институт?

– Если хорошо сдаст вступительные экзамены, то, разумеется, примут.

– Папа… Что-то очень странно…

– Что именно?

– А если я оттуда что-то повторю, ты не будешь меня ругать?

– Нет. Не буду.

– Это как же он может поступать на факультет русского языка, если даже в письменном тексте употребляет слова: хрен, дебил, на фига, ё-моё, стырь? Ещё, если я ничего не путаю, слово «тамошний» просторечное… Вот я же ещё не решил, кем я буду когда вырасту. Может быть математиком или физиком или даже химиком. А, может быть, как ты буду заниматься изучением языков. Но, хотя это ещё не известно, и ты, и мама меня даже за слово «блин» ругаете… А тут! А тут старшеклассник, который на факультет русского языка поступает, так выражается!

– Виктор, это всё очень не просто. Пойми, в литературе есть разные жанры. То, что он написал, в определённом смысле пародия на сказку, а не сказка. А ещё в контексте ситуации, в которой появилось сие произведение, с его стороны присутствует элемент некоего озорства, юношеского позёрства, если хочешь… Даже какой-то вызов. Ведь это было обычное домашнее задание, и он вполне мог написать, как все остальные. Но по-настоящему творческие люди не могут не выходить за общепринятые рамки. Поэтому, если всё это учитывать, то в данном случае употребление таких слов второстепенно… Они не портят текст, а даже придают ему некий колорит и близость к современной бытовой разговорной речи, которая гротескным образом выглядит в устах сказочных персонажей. А среди них: Баба Яга – дальнобойщица, царский гонец, пытающийся купить молодильные яблочки в супермаркетах и палатках, Кот Баюн (тут папа сделал маленькую паузу, но потом очень связно продолжил), который только в самом конце убаюкивает, как ему и подобает, а по ходу произведения помогает главному герою современным лекарственным препаратом, который наоборот является стимулятором… Кстати, по поводу разных слов. И постарайся ещё усвоить следующее. Когда твой дядя называет микроавтобус «микробом», он всего лишь, описывая свою работу, переходит на привычный ему сленг, который является естественным в языковой среде представителей его профессии, а вот в устах мальчика – школьника двенадцати лет, а не взрослого водителя-дальнобойщика, фраза о поездке в палеонтологический музей на микробе звучит смешно и нелепо. Ты понял, о чём я говорю?

Витя сказал, что он всё понял, и это была чистая правда. Но теперь у него появился ещё один пример для подражания и занятие на всю первую половину дня, которое он придумал себе сам. В продвинутой школе, где учились Витя и Серёжа, задания на каникулы были нормальным явлением, и у Вити уже была написана работа по литературе, посвящённая осуждению крепостного права в произведениях русских классиков XIX-го века. В первую очередь, естественно, имелся в виду рассказ И. С. Тургенева «Муму», который изучался ещё в пятом классе. Вите и тогда было очень жалко собачку, и до конца непонятно, зачем Герасим её утопил. А теперь он посмотрел на всё, что опять написал по этому поводу, используя цитаты из разной литературы,  и вдруг отчётливо понял, что это всё правильно и за это, конечно, поставят пять, но ведь всё это не его мысли! Общение с физиком из Долгопрудного,  одноклассник Серёжа, который опроверг анализ чемпиона мира по шахматам, да тот же самый неизвестный ему абитуриент с необычной сказкой в стихах… В общем, Витя решил всю эту работу переделать. И в итоге сделал он это весьма своеобразно… Подошёл он к этому вопросу очень обстоятельно и сначала освежил в своей памяти несколько отрывков из «Муму», а потом…

Автор не может вам описать во всех подробностях, как мальчик вымучивал первые в своей жизни самостоятельные стихи, но только скажет, что на это ушло достаточно времени. В результате получилось следующее:

Не жалко мне Герасима, а жалко мне Муму,

Зачем он утопил её, никак я не пойму.

Ну, барыня заставила, проверит как она!

Ведь нету водолазов, что б её поднять со дна.

А он ещё к тому же, потом и сам сбежал.

Чего же-то Муму он тогда с собой не взял?

Ну, пьяный Капитон его Татьяну получил?

Так взял бы, не собачку, а урода замочил!

Под гнётом крепостничества, наверно, плохо жить,

Так что же, из-за этого собак теперь топить?

Вот, например, у Пушкина, тут мне понятно всё.

Дубровский банду создал и сжёг врагу жильё!

Ни Пугачёв, ни Разин не трогали собак,

А тоже за свободу боролись как-никак!

Тут Витя по поводу всего этого ещё и вспомнил о том, что его как-то очень поразило. Один раз в разговоре с отцом по поводу истории, речь зашла о восстании декабристов, и выяснилось, что мнение папы по этому вопросу серьёзно отличается от мнения учителя истории и учебника. Папа не жаловал декабристов, сказав, что это был заговор дворян, которые, увлекшись западническими идеями, не понимали специфики России и если бы они победили, то далеко не факт, что это было бы хорошо. «И что очень характерно в этом вопросе, так это полное непонимание их в народной среде. А крепостные жили не так уж плохо, как это часто преподносится. У них не было свободы, но всё дело в том, что она подавляющему числу была и не нужна. Их устраивало существующее положение вещей. У свободы есть и обратная сторона. Вот, почитай хотя бы «Железную дорогу» Некрасова. На её строительство люди нанимались сами. Посмотришь, какая жизнь могла быть не у холопа, а у свободного человека». По поводу этого воспоминания были придуманы ещё следующие строчки.

И почему другие у барыни живут,

И из Москвы в деревню оттуда не бегут?

Муму в трактире кормит он супом и мясным!

Вот так жилося плохо холопам крепостным?

Витя посмотрел на последнюю  строчку и понял, что одно слово он написал с грубой ошибкой. Что значит «жилося»? Ведь правильно «жилось»! Витя исправил слово, и мысленно прочитал строчку. Теперь не получалось стихотворение. Сбивался ритм  Витя думал, думал, и в итоге строчка стала не вопросительной, а восклицательной:

Ну как же жилось плохо холопам крепостным!

Витя прочитал то, что сотворил, и начал думать о том, что теперь плохо с ударением – разве можно говорить «жИлось»? Можно или нельзя? Витя зачеркнул строчку и задумался… И вдруг в голову пришла идея: «А вот так всё получается!» Ну и что, что при этом слово не литературное? Папа сказал, что это может быть допустимо в определённых случаях! На конце теперь были и вопросительный и восклицательный знаки, а сама строчка приобрела следующий вид:

Вот так жилось фигово холопам крепостным?!

Тема крепостничества начала развиваться вширь на уровне сравнения с наёмным трудом. Витя освежил в памяти «Железную дорогу» Н. А. Некрасова.

И тут же у Некрасова мы можем прочитать,

Как тяжко человеку свой хлеб-то добывать!

Железная дорога из Питера в Москву

Костями вся усеяна, что вводит нас в тоску!

Рабочих мучил голод, приказчики, цинга,

А там ведь не холопы работали тогда!

Потом всё опять вернулось к герою произведения И. С. Тургенева, физические возможности которого мальчиком предлагалось использовать для строительства магистрали между двумя столицами.

Туда б как раз Герасима с лопатой и киркой!

Глядишь, и заскучал бы по жизни крепостной!

Процесс застопорился. Вите стало совсем тесно в рамках трёх произведений и он начал думать о том, что вся процедура казни бедной Муму, которую хозяин и покормил и ещё перед этим расчесал, что-то напоминает ему ещё из школьной программы… И тут он вспомнил! Ну конечно! Лермонтов! Песня о купце Калашникове! Витю тогда очень поразила в произведении издевательская жестокость Ивана Грозного, гарантирующего человеку, которого он отдаёт приказ казнить,  самый острый топор, празднично одетого палача, чуть ли не колокольный звон по такому поводу и беспошлинную торговлю оставшимся в живых братьям…

А главное, топил-то он её не сгоряча,

А прямо в духе казней Иван Васильича!

Тут Витя сделал даже сноску, где объяснялось то, как было обставлено отсечение головы купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова.

Кафтан парадный на себя зачем-то надевал

Собачку перед казнью накормил и расчесал!

Не слишком ли тут много ненужной суеты?

По-моему всё это какие-то понты!

Витя долго мучился с последней строчкой. Но как ещё можно написать по-другому?

Два последних дня соревнования, которые падали на субботу и воскресенье, у Вити были и ещё другие дела, связанные с началом нового полугодия в школе, поэтому на соревнования с Серёжей он не ходил. А у Серёжи начались решающие партии.

Надо понимать, что шансы на то, чтобы войти в число призёров по основной сетке турнира у Серёжи были ничтожные. Его предположение о том, что сегодня он играет с Копиленко, оказалось верным. В общем, чтобы только иметь какие-то шансы попасть в тройку, надо было бы подряд обыграть сильнейшего юношу Московской области, и в случае удачи, потом, заодно, победить, к примеру, лидера турнира, международного мастера Дорохова. Но в турнире были не только призы за первые места, но ещё и отдельные призы для младших возрастных групп мальчиков и девочек. И вот здесь у Серёжи всё было просто великолепно. Среди его ровесников и ребят помладше он был лидером, на пол-очка от него отставал Малиновский, а другие конкуренты отставали ещё больше. 

Перед началом тура судья сделал объявление.

– Уважаемые участники, напоминаю вам, что сегодня у нас последний день соревнования, когда мы играем здесь, а девятый тур и закрытие турнира состоится в Центральном Доме Шахматиста по адресу Гоголевский бульвар, дом 14. Убедительная просьба никому и ничего не перепутать.

Серёжа оглядел небольшой зал, где играли лидеры. Малиновский встречался с мальчиком-инвалидом, с которым Серёжа играл в пятом туре. Тур начался.

                                    ПРОСМОТР ПАРТИИ

На сделанный Серёжей первый ход королевской пешкой 1.е4 Копиленко ответил 1…e5 и была разыграна испанская партия. 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 a6.

Серёжа задумался. У него уже был некоторый опыт разыгрывания разменного варианта. И тут ему показалось, что это будет самое правильное. Играть с Копиленко сложные варианты испанки ему не хотелось, а здесь была возможность ценой отдачи сопернику преимущества двух слонов разменять ферзя и иметь лучшую пешечную структуру на королевском фланге. Решение было принято.

4.Cc6 dc 5.d4 ed 6.Фd4 Фd4 7.Kd4 Cd6 8.Kc3 Ke7.

Здесь Серёжа, немного подумав, двинул вперёд пешку «f» на две клетки вперёд: 9.f4. Ничего особенного пока не происходило. Белые обозначили свои претензии на королевском фланге.

9…f6 10.Ce3 c5 11.Kf3 Kc6 12.0-0 0-0 13.Лad1 Лe8 14.Лfe1 Cg4.

Серёжу устраивала его позиция, но от связки коня ему захотелось избавиться. В конце концов, если соперник разменяет слона на коня, он лишится преимущества двух слонов и укрепит пешку е4. Однако после 15.h3 Ch5 выяснилось, что Копиленко слона менять не собирается, и Серёжа решился на 16.g4. Фаланга белых пешек пополнилась третьим бойцом, соперник отошёл слоном, нападая на пешку е3 (16…Сg6) и Серёжа сыграл 17.Cc1, открывая ладье линию для поддержки этой центральной пешки. Как казалось Серёже, всё было хорошо.

Копиленко задумался. Он обратил внимание на то, что, отойдя слоном, соперник ослабил поле d4. Теперь у чёрного коня появлялась возможность туда попасть за счёт несложной тактики, так как при вторжении коня на d4 17…Kd4 18.Kd4 ed белым нельзя было играть 19.Лd4, поскольку выигрыш пешки стоил бы им качества после 19…Сс5 из-за того, что ладья оказывалась связанной. Копиленко прикидывал возможные варианты, понимая, что соперник не попадётся в ловушку, ход, безусловно, был хороший, но потом он нашёл за соперника идею с жертвой пешки 19.Kpg2 Kc2 20. Ле2 Kb4 21.e5 fe 22.f3 Cf8 23.Лd7. Копиленко не понравилось вторжение в обжорный ряд да ещё и с проходной е6 и он пришёл к весьма практичному выводу: оставить Kd4 угрозой и, не вызывая пока на доске кризис, обозначить наступление на ферзевом фланге. Чёрные сыграли 17…b5, угрожая ходом b4 прогнать коня и выиграть пешку е4.

Серёжа потратил довольно много времени, но не нашёл ничего лучшего, как продвинуть пешку «f» вперёд 18.f5. Это ослабляло пешку «е» и поле е5, но иначе пешка просто терялась. К тому же после очевидного ответа чёрных, который и случился в партии, 18…Cf7 белый конь Серёжи занял хорошую позицию в центре доски 19.Kd5.

Когда соперник всё-таки разменял слона на вторгшегося коня 19…Kd5, Серёжа был удовлетворён. Чёрные лишились преимущества двух слонов, а ему удалось избавиться от слабой пешки после 20.ed. И тут Копиленко после продолжительного размышления сыграл 20…Kb4. Серёжа не считал этот ход опасным, так как был уверен, что бить такие пешки, как а2, конём бывает страшно, так как конь в этом случае или вообще выигрывается или может быть попросту выключен из игры и часто до конца партии, так как у него не будет путей для отхода назад.

Последовало 21.с3 Ле1 22.Ke1 Ka2 23.Сe3 b4 24.Лa1 b3.

 Тут Серёжа понял, что конь-то у соперника застрял в его лагере, но у чёрных есть пешка «а», которая сейчас начнёт двигаться вперёд и если она дойдёт до поля а3, то чёрная пешка  b3 станет мощнейшей проходной. Серёжа нашёл способ противодействовать этому плану противника:

25.Kd3 c4 26.Kc5…

Соперник ответил 26…Ле8.

Вот теперь уже до Серёжи дошло, что его переиграли. Теперь или ладья соперника проникала на вторую горизонталь, или становилось невозможным предотвратить движение пешки «а». В партии ещё были сделаны следующие ходы: 27.Ke6 a5 28.Kpf2 a4 29.Cd4 a3 30.ba Лa8 31.Kpf3 Лa3 32.Kpe4 b2 33.Лb1 Лb3 34.h4 Ce5 35.g5 Kc3 36.Cc3 Cc3 37.Kc7 Ce5 и Серёжа сдался.

                                       СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

 



Сайт создан в системе uCoz