Предыдущие страницы (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)

Перейти на последнее обновление можно по следующей ссылке

 

Часть №20 Смелый журналист Мария Манакова или "Он нас посчитал!"

Автору придётся дважды стартовать с отметки август 2003 года, так как он будет рассказывать о совершенно разных вещах. Сначала, про детские рейтинги. С первого сентября 2003 года в Москве изменилась система присвоения шахматных разрядов. Умер весной Виктор Васильевич Кучура, который много лет верой и правдой оформлял все разряды и москвичам и всей московской области, и, по предложению Александра Григорьевича Мазьи разряды надо стало нужно выполнять не по нормам, а просто достигая определённый рейтинг. 1500 - второй разряд, 1700 - первый, 2000 - КМС. Ребёнок выполнивший обычным способом третий разряд получал рейтинг 1300 и понеслось. Совершенно понятно, что любые реформы всегда, изначально, вызывают неоднозначную реакцию. Люди, по своей природе, в большинстве своём достаточно консервативны. В те же самые годы, похожий реформаторский зуд явно ощущался у Министра просвещения России Филиппова. Он хотел изменить пятибальную оценочную систему в школах на двадцатибалльную или даже стобалльную. В программе "Бесплатный сыр" Виктора Шендеровича спели по этому поводу следующее:

В скором времени отличник
Позабудет цифру "5".
Даже детям неприлично
Меньше сотни получать.

К счастью, потом был назначен новый министр - Фурсенко и двойки, тройки, четвёрки и пятёрки избежали репрессий и по прежнему живут в школьных дневниках и классных журналах.

Первое и самое главное что я понял было то, что мне придётся подчиниться. Я прекрасно знал, что новая система создаёт для меня целый комплекс проблем которых раньше не было, но бороться с ней было бессмысленно. Во всяком случае, я могу заметить одно. Деньги на оформление разрядов я теперь плачу в разы большие, чем когда то В. В. Кучуре. Причём, часто просто плачу из своего кармана. Почему так получается, вы узнаете несколько позже. Автор не может разорваться на части и писать сразу обо всём. А тогда, в один из дней то ли конца осени, то ли начала зимы, предварительно позвонив, ко мне на работу пришла международный гроссмейстер и журналист Мария Манакова.

Мы сели за стол и Мария достала диктофон.

- Вас не будет смущать если я просто буду записывать наш разговор?

- Да конечно нет!

Смутить меня диктофоном невозможно, хотя это было первое интервью в моей жизни, если конечно не считать случай в Петергофе когда пришлось изображать из себя депутата. Она стала спрашивать, я отвечать. Я не стеснялся. Высказывал свои мысли и по поводу рейтингов и по поводу детских шахмат Москвы. Когда же вышел второй номер журнала "64 - Шахматное обозрение" за 2004 год, я просто не знал смеяться мне или плакать. Мария Манакова воспроизвела мои перлы (и про крота из Дюймовочки и про ухудшенный вариант Политбюро ЦК КПСС) буквально дословно и ничего не редактируя! Больше всего мне было обидно другое. Так или иначе, но к этому моменту у меня за плечами было проведение нескольких больших и классных детских турниров. Ну не разу, ни одной строчки! А здесь, я получился в статье чуть ли не главным действующим лицом! "Прославился" - ёлки зелёные! У Александра Григорьевича Мазьи который придумал считать рейтинги было меньше текста, чем у меня! К сожалению, в Интернет - архиве эта статья Манаковой приведена в сильно покоцанном состоянии. Но я всё - таки её перепечатаю даже в этом виде, а ещё кое - что добавлю из лежащего сейчас прямо передо мной того самого журнала.

                                                                              КОМУ НУЖЕН РЕЙТИНГ?
 

ТЕПЕРЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА СОСЧИТАЮТ...


     В сентябре 2003 года президентом Московской шахматной федерации Вячеславом Бересневым был подписан указ о введении на территории Москвы детских коэффициентов (рейтинг получает каждый ребенок, выполнивший третий разряд). Проект решено запустить в качестве эксперимента до сентября 2004 года. Идея была предложена президенту инициативной группой московских тренеров во главе с Александром Мазьей. В группу также вошли руководители крупнейших спортивных школ: ДЮСШОР № 1 на Воробьевых горах, Перовского ШК и школы клуба Т.В.Петросяна.


     Вот уж не подозревала, что буду писать о детских шахматах! Делаю это из уважения к людям, которых знаю с пеленок, а также из неожиданно обострившегося чувства справедливости. А несправедливость во всей истории с детскими рейтингами для меня одна: важнейший вопрос был решен не за круглым столом, а с позиции силы. Выглядело это так: собрались все те, кто за введение рейтингов. Посидели, обсудили, согласились друг с другом, затем предложили руководству, убедили, и — результат: подписанный документ на столе!
     Система детских коэффициентов — не новость для российских шахмат. Тренеры некоторых спортивных школ с успехом ее применяли. Но в данном случае речь идет не о единичных случаях, а о крупномасштабной реформе. Сначала на территории Москвы, а затем и всей страны. (Полагаю, что всероссийская система будет запущена подобным образом — указом сверху).
     На мой взгляд, проблему нужно рассматривать в двух основных плоскостях. Первая плоскость — каким образом нововведение отразится на детях, вторая — как реформу примут шахматные педагоги.
     Говоря о детях, надо учитывать целый комплекс вопросов: психологию ребенка, его гармоничное развитие, занятость и уж, в последнюю очередь, шахматный рост. И вряд ли правильно запускать эксперимент, не учтя возможных последствий. Пока же все это выглядит так: «Айда, ребята, пли!». Авось сработает! А ведь речь идет о детях...
     Реформа повлияет также и на работу шахматных педагогов, которые ведут шахматные кружки в Домах творчества, школах, клубах. Кстати, многие из них не подчиняются ни московской, ни российской шахматным федерациям. Исключительно системе образования. Но теперь, чтобы иметь возможность присваивать детям рейтинги, они должны будут зависеть также и от спортивных федераций.
     Хотят ли педагоги нововведений? Какие доводы приводят? Что бы им на это ответили инициаторы нового проекта? Как выглядело бы обсуждение проблемы, если бы такое обсуждение состоялось? Я постаралась опросить как можно больше тренеров. Вот некоторые из ответов.
     Александр Никитин,
заслуженный тренер России:
     — Я абсолютно убежден в том, что вначале дети должны только играть в шахматы, а соревноваться — после 12-14 лет.
     Сергей Яновский,
гроссмейстер, председатель детско-юношеской комиссии РШФ:
     — Я положительно отношусь к этой идее: максимально возрастет ответственность за каждую партию, каждый ход.
     Нина Медяникова,
международный мастер, тренер Центрального Дома детей железнодорожников.
     — Этому маленькому клопу пять-семь лет. А вы об ответственности! Чтобы он не только об очках думал, но еще и о цифрах?! Мы же во что детей превратим тогда? Они и так сейчас перезагружены информацией, компьютерами, учат дебюты по компьютерным вариантам, выполняют гигантскую работу.
     В нашей секции трехгодичное шахматное образование. Мы знакомим детей с игрой для общего развития, просто чтобы привить любовь к шахматам. Никаких спортивных целей не ставим. Сейчас придется ребятам объяснять все, обращаться куда-то, ездить, что-то сдавать. У родителей появятся вопросы: если у ребенка маленький рейтинг, он что же — такой плохой? Рейтинги разумно вводить с 1-го разряда. А маленькие детишки — они же будут волноваться, плакать.
     И деньги… у меня учатся дети из малоимущих семей… Зачем все это нужно для массового-то обучения? Нельзя же все до абсурда доводить!
     Александр Мазья,
директор ДЮСШОР №1:
     — К системе обучения шахматам, школьным занятиям это не имеет никакого отношения. Начинающих эта проблема вообще не касается, пока они пару лет не поиграют. Зато для тех, кто остался в шахматах и хочет подниматься выше 4-го разряда, это будет большим стимулом для роста. У взрослых рейтинг связан с разными благами, а у детей он просто отражает их силу.
     Евгений Елецкий,
член Исполкома РШФ, 1-й вице-президент ECU.
     — Со стороны смотреть спокойно на детей во время игры невозможно. Грустное впечатление! Грызутся ногти, руки-ноги дрожат. Я считаю, что нельзя проводить соревнования среди таких малышей. Ребята всегда ответственно относятся к любому занятию, переживают. На нервную систему обрушивается страшный груз. А тут цифры! Это будет еще большее эмоциональное давление. И нет гарантий, что оценка эта объективна. И не понимаю я, в чем смысл-то? Сказать, что Иванов играет лучше Петрова? Думаю, одних это будет стимулировать, но других — очень сильно травмировать.
     Александр Каленов,
тренер Центра детского творчества «На Вадковском»:
     — В Москве существуют так называемые Вальдорфовские гимназии. Там, чтобы не травмировать детей, вообще нет отметок. Возьмем наш шахматный кружок. Скажем, ребенок не очень талантлив, но ему нравится. Вот он три партии проиграл, одну выиграл — и уже доволен, что не всем проигрывает. У кого-то 3-й разряд, у кого-то его вообще нет, но это еще не повод для ухода из секции. Что будет происходить сейчас? (подходит к стене, показывает нижнюю часть таблицы рейтингов) Как будет себя чувствовать мальчик, находящийся вот здесь? Это объективно, да: на текущий момент он играет хуже всех. Но раньше этого не было видно.
     В спортивных школах уйдет из тысячи 10-15 человек — не беда, они и так уходят! Мы находимся в другой ситуации. Нам каждый ребенок важен, даже если у него нет шахматных способностей. Нам платят за наполняемость кружка. Мы не можем работать, если у нас останется 3-4 человека. А там платят за результат. И когда руководители спортшкол не учитывают специфику малых объединений, это не дело!
     Ирина Переверткина,
председатель детской комиссии МШФ, директор Перовской СДЮШОР:
     — Ребенок, которого положение в рейтинг-листе будет травмировать, рано или поздно все равно уйдет из шахмат. И лично я вижу в идее только плюсы. Теперь каждая встреча за доской пойдет в обсчет, не будет «липовых» турниров, халтурных партий. Если ребенок достойно сыграет в турнире, это обязательно отразится на разряде. Количество набранных очков уже будет не принципиально. Идея запуска проекта на территории всей России кажется мне утопической.
     Тамара Бадалова,
тренер Московского Городского Центра Детского Творчества «Культура и образование»:
     — Это все так ново, неожиданно… Ребят заставляют определяться: либо ты идешь в профессиональные шахматы, либо нет. Так отсекутся сразу те, кто хочет просто играть и не стремится к большим достижениям. А некоторым детям нужен билет с разрядом, чтобы показать маме. Как институтский диплом. Им-то эти рейтинги зачем? Кроме того, придется каждый раз кому-то платить, ездить, сдавать документы. Накладно получается! И непросто будет с соревнованиями. Пока в нашем кружке ребята играли друг с другом. Но теперь им будет очень сложно здесь рейтинг набрать. Им придется играть в турнирах вне Дома творчества, появится множество проблем. Это у них там (в спортивных школах — М.М.) много народу. А я здесь одна. Вот была у меня группа второго разряда. Набрал ребенок 75% и выполнил первый. Просто и ясно! А теперь что делать?

Нет, Мария Манакова просто молодец! Она настоящий журналист. Во всяком случае, все обозначенные мной проблемы нашли отражение  в тексте статьи.

Про первую проблему - очевидности своей неуспешности по отношению к другим ребятам из коллектива, вы уже могли прочитать. А теперь, почитайте про другие проблемы.

2. Информативность новой системы.

Чтобы на эту систему ориентироваться, нужно по меньшей мере, иметь компьютер дома. Например, я какой - нибудь дедушка, веду при ЖЭКе занятия. Дети начнут спрашивать после каждой партии, сколько пунктов заработали. Как я это буду считать? На каждый вопрос буду доставать калькулятор и выполнять десять арифметических действий? Я предвижу, что эта система вызовет серьезную конфликтную ситуацию. Все секции разные, и привести их к общему знаменателю будет очень сложно.

3. Резкое повышение финансовых затрат.

- Мне кажется, что эта система вводится для того, чтобы дать заработать тому, кто будет считать рейтинги. Нам навязывается определенная форма услуг. Это дело не бесплатное. Один турнир ребенка стоит 5 рублей. Смешная сумма. Но получается как с кротом из сказки о Дюймовочке. Когда он узнал, что Дюймовочка съедает пол зёрнышка в день, это его устроило. Но когда он посчитал за год... Я отвез Мазье пять таблиц. За каждого ребенка по 5 рублей - полтысячи только с меня.

4. Авторитарный метод принятия решения о реформе.

- Сама система мне нравится, она более объективна. Но не нравится механизм принятия решения. Ее приняли не посоветовавшись ни с кем. Вообще, эта шахматная комиссия Москвы за последние два года превратилась, я бы сказал, в ухудшенный вариант Политбюро ЦК КПСС. Вот сегодня они придумали рейтинги. Завтра придумают присваивать разряды после того, как просмотрят, скажем, 20 партий ребенка. И за этот просмотр придумают брать деньги. И что делать тогда? Или они не пять рублей будут брать за обсчет как сейчас, а 50...

5. Возникновение совершенно идиотской ситуации в масштабах страны.

... Я, например, не знаю ни одного вида спорта, чтобы разряды в одном городе присваивались по одним нормативам, а в другом - как то иначе.

А самое главное - не это. Мария Манакова написала одну фразу, которая показала, что она, в отличие от подавляющего большинства шахматных деятелей, прекрасно понимает, что шахматы существуют не только как спорт, но и как форма проведения детьми досуга в рамках системы дополнительного образования.

Реформа повлияет также и на работу шахматных педагогов, которые ведут шахматные кружки в Домах творчества, школах, клубах. Кстати, многие из них не подчиняются ни московской, ни российской шахматным федерациям. Исключительно системе образования. Но теперь, чтобы иметь возможность присваивать детям рейтинги, они должны будут зависеть также и от спортивных федераций.

Имидж борца с рейтингами который сформировала мне эта статья у невнимательных читателей журнала был совершенно незаслуженный. По меньшей мере, вы же понимаете, что сейчас в Москве чаще всего детские рейтинги публикует именно мой маленький любительский сайт. А в тот год, я просто сделал сам для себя программу которая и рейтинги считала и заносила всё это автоматом в базу данных стандарта Access. И может быть на этом всё бы и закончилось, но статья Марии Манаковой (подобно тому как декабристы разбудили Герцена) разбудила очень теперь мною уважаемого Анатолия Яковлевича Сакова. 

Когда в 9-ом номере журнала "64 - ШО" появился ответ на статью Манаковой под названием "Детям нужен рейтинг" я не выдержал. Вот сначала текст этой статьи. Что мне конкретно не понравилось, вы поймёте далее!

                                                  ДЕТЯМ НУЖЕН РЕЙТИНГ

                                  ТЕПЕРЬ В МОСКВЕ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК БУДЕТ ЗНАТЬ СВОЮ СИЛУ


Прошло время, когда шахматная журналистика была чуть ли не исключительно мужской профессией. Отрадно, что за последнее время на страницах «64» мы все чаще видим статьи шахматисток, и не только уважаемого гроссмейстера Людмилы Сергеевны Белавенец, но и молодых Марии Манаковой, Эльмиры Мирзоевой, Оксаны Костенюк и многих других. Читаю их статьи и заметки с большим интересом, ибо в отличие от пишущих мужчин они всегда объективны и интересны свежестью и оригинальностью взглядов на наши проблемы.
     Но вот статья гроссмейстера Марии Манаковой «Кому нужен рейтинг?» с подзаголовком «Теперь каждого ребенка сосчитают…» («64 № 2/2004») о введении в Москве детских коэффициентов меня разочаровала. Оригинального много, объективного меньше. Автор явно симпатизирует противникам введения детских рейтингов. Конечно, на 3 страницах нелегко показать мнения одиннадцати разных людей, да еще и сделать свои выводы. Получилось как-то расплывчато, неубедительно, бездоказательно.
     Мария Манакова: «Вряд ли правильно запускать эксперимент, не учтя возможных последствий. Пока же все это выглядит так: «Айда, ребята, пли! Авось сработает!» А ведь речь идет о детях…».
     Давайте сначала просто назовем тех шахматных специалистов, которые в статье высказываются сторонниками рейтингов. Старший тренер юношеской сборной России Сергей Яновский, заведующий кафедрой теории и методики шахмат Академии физкультуры и спорта г. Москвы Евгений Линовицкий, председатель детской комиссии МШФ, директор Перовской СДЮШОР Ирина Переверткина, директор СДЮШОР № 3 на Воробьевых горах Александр Мазья. Это что – все молодые руководители, не имеющие опыта работы с детьми? В своих решениях не учитывающие психологию, гармоническое развитие, занятость и шахматный рост ребенка? Им, правда, отдается должное: «Посидели, обсудили, согласились друг с другом, затем предложили руководству, убедили, и – результат: подписанный документ на столе!» Обсудили, но всех последствий не учли, не посчитали нужным народное обсуждение, вопрос решили с позиции силы. Простите, напрасно вы так… Может, все-таки оставить за руководителями право принимать и самостоятельные решения?
     Вопрос-то в общем ясный. С удивлением читаю противников введения детских рейтингов. Абсурд какой-то, полное отсутствие логики. Основание говорить так дает мне право моя работа в прошедшем 2003/04 учебном году не только в СДЮШОР № 3 на Воробьевых горах, но и в общеобразовательных школах. Я лично беседовал с детьми по этому вопросу и на живых примерах продемонстрирую их реакцию на рейтинги.
     Сначала отмечу следующее. Неправомерно говорить о том, что у спортивных тренеров СДЮШОР и шахматных педагогов, которые ведут шахматные кружки в Домах творчества, школах, клубах, – разные цели. Цель у нас всех одна: не навредить ребенку, а развить его творческие способности. Просто разные возможности в работе, разный контингент ребят и педагогов. Конечно, хорошо педагогу в школе отчитаться перед директором, что дети за год научились отличать слона от ладьи, а некоторые и ставить мат одной ладьей, но еще приятнее доложить, что нескольким ученикам по результатам школьного первенства или какого-нибудь городского турнира удалось оформить спортивные разряды. Двадцать лет я занимался в своей СДЮШОР № 3 оформлением разрядов, и, отвозя билеты секретарю квалификационной комиссии Москвы, ныне покойному Кучуро Виктору Васильевичу, всегда встречал там наших дорогих, влюбленных в свое дело тружеников Домов пионеров, школ, клубов. Они так же заинтересованы в спортивном росте своих учащихся, как и тренеры СДЮШОР.
     Удивительно читать странную статистику и подогнанную под нее логику тренера Центра детского творчества «На Вадковском» Александра Каленова. «В спортивных школах уйдет из тысячи 10-15 человек – не беда, они и так уходят! Мы находимся в другой ситуации. Нам каждый ребенок важен… Нам платят за наполняемость кружка. Мы не можем работать, если у нас останется 3-4 человека. А там платят за результат…». Ответственно заявляю: все это далеко от истины. Приходится разъяснять прописные истины: ведь статью прочитали не только тренеры, но и руководители детских учреждений, дети и их родители. Спасибо Александру за столь высокую оценку текучести учащихся в СДЮШОР: всего 10 человек из тысячи, то есть 1%. Но это не так. В группах начальной подготовки из 20-22 человек остается к концу года 15-17, т.е. отсеивается 25-30%. Тренеру в СДЮШОР тоже каждый ребенок важен. Головные боли что у тренера в СДЮШОР, что у педагога Дома творчества в части организации своей работы – одни и те же. Если к концу года от группы останется не то что 3-4 человека, а 10 ребят, директор новую группу тренеру не утвердит.
     Разница в другом. В СДЮШОР наполняемость и учебная нагрузка групп разная и зависит от разрядов учащихся. Зарплата наша опять же зависит от наполняемости групп, но еще и от тренерской категории. Один чемпион Европы финансово не может «покрыть» всех остальных учеников. Только если в индивидуальном порядке от папы или мамы… К сожалению, Дома творчества многого этого лишены, зарплата педагогов там напрямую не связана с разрядами ребят. Вот по какому вопросу надо бы воевать с органами образования. Разве в этом виноваты СДЮШОР? И при чем здесь разряды или рейтинги ребят?
     В Домах творчества с малой наполняемостью шахматных групп возникают дополнительные трудности. Шахматистов 1-2-го разрядов можно сосчитать по пальцам одной руки,

Ознакомившись с этой статьёй Анатолия Яковлевича (к сожалению, мне её так же приходится приводить в сокращении, но в дальнейшем моём тексте будут прямые цитаты из той статьи) и не согласившись с многими утверждениями я просто набрал номер редакции журнала. Разговаривал я кажется с Олегом Перваковым. Я поинтересовался следующим вопросом. Считает ли редакция журнала возможным для себя дать мне право ответить на статью, где со мной в явной форме вступают в полемику? На словах, мне разумеется ответили утвердительно... Это и на самом деле норма, действующая в прессе нормальных демократических стран. Но, у нас то ли страна не та, то ли журнал. А может быть я и сам перегнул палку. Я не знаю, что им не понравилось, но ответную статью я написал не с позиции шахматиста, а с позиции педагога. А шахматистам это, видимо, непонятно! Впрочем, решайте сами - ахинею я написал или нет. Вот текст той неопубликованной статьи:

                                  Рейтинг нужен спортивным школам!

Прошло уже больше  года с того момента как, в Москве была введена новая система присвоения разрядов по шахматам на основе рейтинга. В статье Анатолия Яковлевича Сакова “Рейтинг нужен детям”(ШО №9, 2004 год) на трёх журнальных страницах безоговорочно доказывается, как это правильно и хорошо.

Не ради того, что бы добавить ложку дёгтя в эту бочку мёда, а ради объективности, мне бы хотелось остановиться исключительно на отрицательных сторонах этой системы, которые совершенно очевидны для меня как педагога, но, к сожалению, не понятны для многих тренеров, часто не имеющих вообще педагогического образования. Поэтому, я заранее извиняюсь, что где-то придётся напомнить людям, работающим с детьми, азбучные истины современной педагогики к которым человечество шло веками через множество проб и ошибок.

Старая, всем знакомая, система присвоения разрядов, существовала довольно долгое время, но в последние годы она стала работать практически только в одном направление – в сторону повышения разрядов, что в конечном итоге явилось одной из причин их девальвации. Дело в том, и с этим никто спорить не будет, что успешные выступления детей подавались для оформления, а неудачные, как правило, просто не учитывались. Понятие неуспех формально существовало, но большинство тренеров всяческими путями не допускали его оформления для своих учеников. Система присвоения разрядов через рейтинги в этом отношении имеет, как кажется, только плюсы. Разряд становится выполнить сложнее, а если плохо сыграл, то уже никуда не скроешься – твой рейтинг понизится. Значит рейтинги это правильно и хорошо? А теперь давайте подойдём к вопросу с другой позиции.

Сначала цитата из статьи А. Я. Сакова. “Неправомерно говорить о том, что у спортивных тренеров СДЮШОР и у шахматных педагогов, которые ведут шахматные кружки в Домах творчества, школах, клубах, - разные цели. Цель у нас одна: не навредить ребёнку, а развить его творческие способности”. Не буду придираться к “мелочам”, в смысле того, что такого понятия как “кружок” в современной системе дополнительного образования не существует – есть понятие “объединение” (тренер спортивной школы может этого не знать), позволю не согласиться с этим тезисом по существу. Основная цель любой спортивной школы – подготовка спортсменов. Все остальные аспекты – воспитательный, образовательный и. т. д. имеют очень важное, но подчинённое этой цели значение. Спросите у любого детского тренера по футболу – кого он предпочтёт видеть в центре нападения своей команды – хулиганистого, невоспитанного задиристого двоечника, каждую игру забивающего мячи, или удобного, послушного, эрудированного отличника, мажущего по пустым воротам с трёх метров. Нет, конечно, он будет вести воспитательную работу с трудным подростком, но ответ на вопрос, по-моему, очевиден. Так вот, подготовка спортсмена – это подготовка к борьбе. Она требует более жёстких, если хотите -  более жестоких методик, чем, например, подготовка художника. Никто же не будет возражать, что в любом обществе, в любой исторический отрезок времени, воинов готовят иначе, чем скажем, врачей. Учреждения дополнительного образования, всё-таки имеют другой основной приоритет в своей деятельности, чем спортивные школы. Их основная задача – максимальное удовлетворение личностных образовательный, досуговых и коммуникативных интересов ребёнка на основе свободного выбора вида творческой деятельности, его социализация, развитие в нём качеств, необходимых функционально грамотному, социально значимому гражданину своего государства. Отличие в том, что профессиональные навыки в выбранной ребёнком сфере деятельности, здесь играют важную, но подчинённую роль. Вы можете спросить – а какое это имеет отношение к рейтингу? Отвечаю.

Рейтинг представляет собой оценочную систему. Любая оценочная система в педагогике базируется на двух понятиях – положительное и отрицательное подкрепление. Школьная пятёрка, фраза “Ты молодец” – положительное подкрепление. Школьная двойка – отрицательное подкрепление. Надеюсь, что это всем понятно. Веками, пробивая себе право на жизнь, педагогика ненасилия, основные идеи которой были заложены ещё великим французским просветителем Жан Жаком Руссо, пришло к важнейшему выводу – самое лучшее, самое гуманное отрицательное подкрепление – отсутствие положительного! Теперь самое интересное. Если мы начнём анализировать старую систему присвоения разрядов (а это ведь то же оценочная система) с этой точки зрения, то мы совершенно неожиданно придём к выводу, что в той форме, где отсутствуют неуспехи и полученный разряд невозможно потерять, она полностью соответствует только что изложенному базовому тезису современной гуманистической педагогики. Ребёнок плохо сыграл в турнире. Какое он получает отрицательное подкрепление?  Он не получил приз. Он не повысил разряд. То есть он не получил положительное подкрепление. И тренеры, работающие в небольших секциях, это может быть многие неосознанно, но поняли. Вот почему, очень многие из них против обсчёта рейтингов! Рейтинговая система создаёт постоянное, дополнительное, отрицательное подкрепление к проигрышу каждой партии. Создаёт дополнительно и положительное (в случае выигрыша), но совершенно очевидно, что по своей природе она более жёсткая. Вы пишете, Анатолий Яковлевич, что главное преимущество рейтингов перед разрядами заключается как раз в том, что они оказывают на психику учащихся (и их родителей) более мягкое воздействие, так как рейтинги меняются плавно, а разряды это ступенчатые скачки. Позволю не согласиться. С точки зрения педагогики, усиление отрицательного подкрепления никак  не может оказывать на психику ребёнка более мягкое воздействие. А вывод у Вас получается неправильный  потому, что вы пытаетесь  доказывать психолого-педагогический тезис, опираясь не на педагогические или психологические понятия, а на физические – плавное изменение, скачкообразное изменение, а с точки зрения логики это некорректно! Далее, позволю ещё одну цитату из той же статьи: “Дети, которые стоят в рейтинговой таблице где-то внизу, никакого дискомфорта по этому поводу не испытывают. Они сами понимают, что ещё играют слабовато. Это не тот дискомфорт, который раньше ощущали в каждом разряде дети с одним или двумя неуспехами”. Да в том то и дело,  что неуспехов – то не было! В спортивных школах они были, а тренеры не из спортивных школ, думая, прежде всего о сохранности контингента, стремились не наказывать неуспехами своих воспитанников, и, уж тем более, не наказывать потерей разряда! Эта для спортивных школ неуспехи нужны, как, конечно же, нужен и рейтинг!  Сыграл  плохо – наказан, старайся лучше заниматься! Бросишь из-за этого заниматься – туда тебе и дорога – нам хлюпики не нужны, нам нужны бойцы!  Таким образом, если тренер, работающий в маленькой секции, не преследует амбициозных, спортивных задач – то и рейтинговая система ему не нужна. Это, между прочим, дети то же прекрасно понимают. Не случайно, на прошедшем в осенние каникулы турнире у Юрия Петровича Гельмана, более 40 ребят единогласно отказались от того, чтобы этот турнир обсчитывался. Да, это конечно, не самые сильные юные шахматисты Москвы (самые-самые в это время играли в финалах личных чемпионатов города). Но эти дети то же любят шахматы, любят своих педагогов, и не надо лезть в их мир со своими новациями. Поймите простую вещь – их мир другой, и им в нём хорошо. Вывод из всего этого такой – рейтинговая система очень хороша для спортивных школ, но для маленьких шахматных секций она может быть просто неприемлема.

Далее, пытаясь доказать, что у тренеров СДЮШОР и педагогов дополнительного цели одинаковые, но несколько разные условия работы, Анатолий Яковлевич, начинает противоречить сам себе. В ответ на тезис о том, что в спортивных школах платят за результат, он пишет: “Ответственно заявляю: всё это далеко от истины. Логически из этого вытекает вывод: Значит, в спортивных школах за результат не платят. А в следующем абзаце мы читаем, что оказывается, зарплата шахматного тренера зависит ещё и от тренерской категории.  Простите, пожалуйста! А тренерскую категорию за что присваивают? Не за результаты ли воспитанников? И, уж, совсем круто, порекомендовать педагогам  воевать c органами образования, чтобы нам то же платили за результаты. Мы что, ненормальные?!

Далее, немного о своём опыте, связанном с детскими рейтингами. Хотя я и не был согласен с введением рейтингов, но, подчиняясь решению детской шахматной комиссии,  честно обсчитывал все свои турниры, начиная с самого начала введения рейтингов. Сразу же возникла куча проблем. Дети, действительно, хотят знать, как изменился их рейтинг после каждой партии. Ладно, мне хорошо. Я по образованию учитель математики и информатики. Пришлось написать довольно большую и сложную компьютерную программу, которая всё это делает. Дальше начали появляться другие проблемы. Дело в том, что раньше я практически не проводил в своей старшей группе квалификационные турниры. Дети занимались теорией и играли тренировочные партии. Разряды они выполняли на внешних турнирах. Теперь так стало делать нельзя. Дело в том, что при старой системе для получения нового разряда был нужен один успешный турнир, а теперь этого не хватает. Нужно обсчитывать каждую партию. А у меня получается (специфика маленькой секции), что в старшую группу приходят и кандидаты в мастера спорта и шахматисты второго разряда. А с разницей в рейтинге более 350 пунктов партию просто глупо обсчитывать. Дети начинают говорить следующее: “Я не хочу с ним играть – у него маленький рейтинг”. И они абсолютно правы! Обратите внимание, эти проблемы возникают в довольно сильной, но маленькой шахматной секции! У меня в этом году трое воспитанников вышли в финалы чемпионатов России. Я представляю себе, что будет в менее сильных, но таких же небольших коллективах, где педагог поддержит новую систему! А это мне ещё хорошо, что я пытаюсь воспитывать в детях любовь и гордость к своей секции. Самое престижное у нас – если ты играешь за команду. Поэтому мои дети практически не убегают повышать свой уровень в спортивные школы. А так конечно, хочешь иметь большой рейтинг – уходи из своего маленького коллектива в  СДЮШОР! Хочу предупредить коллег, работающих в маленьких секциях дополнительного образования. Подумайте, прежде чем соглашаться на обсчёт рейтингов внутри своей секции – сможете Вы справиться с вышеизложенными проблемами или нет!

И последнее, но то же немаловажное. Анатолий Яковлевич! Вы пишете, что некрасиво говорить, что система вводится для того, чтобы дать заработать тому, кто будет считать рейтинги. Это камушек в мой огород! Так вот я от этого утверждения не отказываюсь и отвечаю за свои некрасивые слова! Скажите мне пожалуйста, почему на моё предложение заключить договор между ЦДТ “На Вадковском” и Шахматной Федерацией Москвы, по поводу обсчёта рейтингов А. Г. Мазья ответил отказом? Моё руководство было согласно оплачивать обсчёт рейтингов воспитанников нашего образовательного учреждения из внебюджетных средств, но для этого требовались официально оформленные отношения и соответствующая документация.  Значит, что получается? Рейтинги считаем, по 5 рублей с человека берём,  а официально всё это оформить не хотим? Если рейтинги так нужны и так важны, не честнее ли Шахматной Федерации выделить ставку для сотрудника, который будет этим заниматься и обсчитывать детские рейтинги бесплатно или легализовать эту деятельность, со всеми вытекающими последствиями, пусть даже сумма обсчёта из-за этого возрастёт, но те, кто хочет и может всё это оплачивать законно и официально, не будут вынуждены заниматься мелочными поборами с детей!

Вот такая статья. На самом деле - совершенно не про рейтинги (если конечно задуматься). Я пытался донести совсем другую мысль. Нет и не может быть в детских шахматах никакого "Gens Una Sumus"! Есть специализированные спортивные школы. Их начальство - Федеральное агентство по физкультуре и спорту. Есть детские шахматные секции в системе дополнительного образования детей которые подчиняются уже министерству образования. И между нами, на самом деле, практически пропасть! По всем параметрам! По целям и задачам, по формам оплаты труда, по условиям работы, по требованиям к уровню подготовки детей!

Ну невозможно нас мерить одной меркой. Я сейчас приведу просто очень хороший пример. В системе дополнительного образования Москвы даже супер - сильный тренер не сможет работать по настоящему эффективно. Вот, к примеру, Валерий Александрович Чехов. Сильный гроссмейстер, отличный грамотный, опытный и эрудированный тренер! А хотите кое - чем похвастаюсь? В те годы, Валерий Александрович вместе со своей супругой занимались с ребятами в учреждении дополнительного образования "Южное Измайлово". Так вот, моя команда всё время становилась выше, чем их в первой лиги чемпионата Москвы. А вообще, я Чехову и как шахматист не соперник, и как тренер намного хуже! Почему же так получается? А Валерию Александровичу работать в такой организации просто конртпродуктивно! Он слишком хороший специалист! И то что сейчас он работает только с действительно сильными юными шахматистами это абсолютно правильно! Использовать его знания и опыт для работы со слабыми перворазрядниками это всё равно что компьютером - наладонником гвозди забивать. Я не хочу плохо писать про свою работу, но очень многое, что мне удаётся делать, на самом деле, происходит часто не благодаря, а вопреки! Это и к моей неплохой, я для такой организации как моя - просто очень сильной команде относится. И к фестивалю который я провожу в зимние каникулы! Сейчас кое - что по этой теме вам расскажу. Во время моих занятий шахматами в ЦДТ "На Вадковском" уже два учебных года три дня из пяти в неделю сверху играет джаз. И слышно их просто зашибись! Я сам на двух музыкальных инструментах играю (фортепиано и гитара) и к джазу относился положительно, а теперь он меня просто раздражает. А вам бы понравилось два года по три раза в неделю слушать одно и то же произведение!? Как то после окончания рабочего дня ко мне мой друг Виталик заехал. Решили немного пива попить. Я окно открыл и сказал: Лучше, чем в ресторане! Живая музыка - и даром!" И сделать с этим ничего нельзя! Так до смешного дошло! Жители соседнего дома в Управу письмо накатали коллективное. Это им, блин, хорошо слышно и отдыхать мешает! А до дома расстояние по прямой метров тридцать. Стеклопакеты ставьте ребята, а не письма пишите! А на первом этаже этого дома находятся менты. Так они два года назад обычную дверь поменяли просто на бронебойную. Я то, наивный, над ними ещё издевался про себя - "От кого защищаетесь? А теперь я всё понял. За этой дверью у них дежурный сидит. То же, бедняги, видимо от музона ошизели! А у меня эта радость просто над головой. К тому же, кто нормально учил физику, тот знает, что по твёрдым телам звук распространяется очень неплохо! Но, нужнее джазисты для руководства. Их всегда можно вывезти и они перед начальством сыграют на каком - нибудь массовом мероприятии. А с шахматистов какой прок? А ещё, может кто - нибудь из тренеров мне даст совет как в такой ситуации требовать от учеников дисциплины при игре в шахматы? Ну там - не разговаривать, например! Они же тут же бросают убийственный аргумент: "А что - под музыку играть это не противоречит правилам FIDE? И что тут скажешь? Нет, я знаю выход из положения. Ко мне один взрослый парень периодически приходит в блиц с моими пацанами поиграть. Так он сразу же в уши беруши вставляет! Дёшево и практично. Вот если к нам ещё раз бы Л. П. Кезина приехала, я бы точно купил в аптеке беруши и заставил бы детей их в уши вставить. Представляете картину! Заходит в класс министр образования Москвы, а дети в шахматы играют и у каждого пробки из ушей торчат! До меня как то докопались, что дети на линолеуме оставляют кроссовками чёрные следы и несчастным уборщицам их трудно оттирать. Как я интересно должен за этим следить? Я эту проблему запросто решил. Просто сказал начальству, что если на меня ещё раз по этой теме наедут, то первая же комиссия пришедшая к нам увидит мальчишек играющих в шахматы босиком. И главное - я им (комиссии) аргументировано объясню почему мне так приходится делать. От меня тут же отстали, так как прекрасно знают, что я не только сказать могу, но и сделаю! А вообще, раз уж обо всём этом речь зашла, могу сказать, что общий маразм в Москве в различных образовательных учреждениях крепчает просто на глазах. То заставляют бахиллы покупать, чтобы подняться на второй этаж, то вообще в здание хрен войдёшь! Везде охрана после событий в Беслане. А на самом деле - это всё бред и показуха! В том же СССР, дети в Дома Пионеров ходили без бахилл и не было от этого никаких эпидемий! А охрана в подавляющем числе детских учреждений в случае реального террористического акта ничем не поможет. У них, во-первых, оружия нет! Запрещено! А во - вторых, не будет охранник получающий 15000 - 20000 рублей в месяц лезть под пули! Не те суммы в наше расчетливое время чтобы жизнью рисковать! У меня один раз на турнир прошёл мимо нашей охраны телохранитель маленького богатенького отпрыска. То что у него огнестрельное оружие в кобуре под левой рукой было просто очевидно и по его виду и по тому как пиджак оттопыривался. Такие ребята с газовыми пшикалками не ходят. У них заряженный ПМ в кобуре и второй дан по каратэ просто на роже нарисован! Как вы думаете - ему наша охрана хоть слово сказала? Разумеется нет! А я вот, когда служил в Армии и охранял отделение Сбербанка, имел право и был просто обязан любого офицера, не взирая на величину и число звёзд на погонах, в этот банк с табельным оружием не пропустить. Порядок был в стране (не во всём, конечно)!  А ещё мне очень нравится как наше государство технично переложило проблему безопасности детей в школах и иных образовательных учреждениях на плечи родителей, то есть обычных граждан. Ведь это кажется не мы - обычные граждане - развязали две кровопролитные бойни на Кавказе, не мы отмывали немеренное бабло на этих войнах, не мы породили сопротивление чеченских сепаратистов и соответственно целый ряд жутких по своей жестокости и бессмысленности террористических актов. А платить за охрану должны из своего кармана! При этом, я ещё на своей работе должен с родителей на эту цель собирать деньги. Ни на что другое деньги собирать нельзя (чуть ли не подсудное дело), а на охрану - можно! Типа Л. П. Кезина разрешила наличный оборот средств именно и только на это!  При этом, я не имею право эти деньги собирать сам, а должен назначить ответственного родителя, который будет вместо того чтобы работать, ходить на мои занятия в разные группы, звонить другим родителям и эти деньги собирать. А у меня несколько групп детей!

А по мне, так надо в школы - ментов (а то их в "демократической" России почти столько же сколько военнослужащих в "тоталитарном" СССР и денежку им, пуст небольшую, государство платит) а этих охранников - работоспособных мужиков - на заводы к станкам и в деревню на трактора и комбайны! Глядишь, и пресловутый ВВП действительно удвоится! А тревожную кнопку (в случаи террористической атаки) и старый дед - вахтёр вполне в состоянии ткнуть пальцем!

Про рейтинги вы ещё почитаете, а пока что, вернемся в август 2003 года и я начну новую часть.

 

Часть №21 Саша Лебедев - чемпион Москвы или "Никого не воспитал, а всё тявкает и тявкает!"

 

Летом шахматная жизнь Москвы в некотором смысле замирает. На моей работе никаких занятий с детьми в летнее время быть просто не может. Не положено. А что положено? А нужно просто приходить на работу (пока ты не в отпуске) и околачивать груши всем известным местом! Например, можно сидеть как Валентин Андреевич, читать газеты и пить чаёк из термоса. А можно забор покрасить по указанию завхоза. Правда, такой фортель со мной можно было провернуть только когда я только сюда устроился и был совсем молодым парнем. В дальнейшем, поскольку я постоянно возил летом детей на соревнования и чаще всего за свой счёт от меня с этими глупостями отстали. А детям, во всяком случае тем, кто серьёзно занимается шахматами, летом надо играть. Самое время! Школы нет, каникулы! Но, ежели работать по должностной инструкции на моей работе, то одну половину лета я должен отдыхать, а другую - как идиот ходить на работу где нет детей. Как я уже писал, был август. Мой отпуск (половина которого пришлась на описанную выше поездку в Румынию) к тому моменту закончился и на детский командный чемпионат России я поехал по командировке. Возможно, что свою роль сыграло то, что Саша Русанов привёз из Румынии диплом за первое место среди нерейтинговых шахматистов. Диплом с международного турнира для моей работы - это всё же не частое явление. Чтобы вы понимали дальнейшее. В тех случаях случаях когда поездка мне оплачивается, детей в поездке должно быть как можно больше. Не обязательно, но всё - таки! Вот мы и поехали двумя командами. Даже с запасными.

Итак, город Рыбинск. Детский командный чемпионат России. Думаю, что вы уже понимаете, что заподозрить автора этих записок в том, что он кого то зря похвалит или тем паче "лизнёт по самые гланды" довольно трудно. Поэтому, если я пишу, что в городе Рыбинске классно организуют соревнования, то это не пустые слова. Правда, есть вещи которые от организаторов ну просто никак не зависят. В городе Рыбинске это были комары... А ещё была какая то разновидность этих же тварей - типа мошки. Кусаются они, оставляя маленькие красные пятнышки. До этой поездки я считал, что эта "радость" в cредней полосе не водится, но, как оказалось, заблуждался. Совершенно классная в Рыбинске гостиница где мы жили. В этой милицейской гостинице, находящейся собственно рядом с соответствующем заведением, боксовая система. В большой общий холл где есть и плита и холодильник и телевизор выходят четыре комнаты. Нас было много и мы заняли весь этот бокс. Михаилу Алексеевичу очень понравилось наличие плиты и холодильника. Оказалось, что он ко всем своим высшим образованиям ещё и что то по теме готовки пищи заканчивал, а готовить умеет очень здорово и даже любит это дело, что для мужиков, вообще говоря, явление не слишком распространённое. Михаил Алексеевич со своей дочкой приехал на машине, а мы приехали на поезде. Наличие машины позволило кататься по городу и посмотреть окрестности, в частности водохранилище.

В соревновании принимали участие 12 команд. Наша первая команда стартовала очень хорошо и какой-то отрезок турнира явно претендовала на призовые места, соответственно вторая команда была явным аутсайдером. За первую команду играла Лена Дроздова, за вторую Вера Бурлаченко. В один из дней, где - то в середине поездки, девочки ворвались в бокс с совершенно очумевшим видом. Причина выяснилась буквально через минуту. К нам в гости пришли два просто смачных персонажа. Особой пикантности факту их прихода придавало то, что жили они в той же милицейской(!) гостинице. Руки (и скорее всего не только руки) этих мужиков были сплошь покрыты татуировками и не теми которые делает себе молодёжь в салонах татуяжа, а тех, которые колют на зонах. Вдобавок ко всему, они были не трезвые.

- Где  девки?

- Мужики, да они ещё маленькие, им по 14 лет.

Эту фразу очень спокойно произнес Михаил Алексеевич и посмотрел на персонажей из под очков.

Переварив полученную информацию, и, вероятно вспомнив соответствующую статью УК, один из гостей обратил внимание на расставленные на столе шахматы.

- Тогда давай сыграем что ли?

Поскольку в разговор с ними вступил первым Михаил Алексеевич, то и играть пришлось ему. Кореш того кто играл пристроился рядом и живо интересовался происходящим на доске. Только разве что не произнес всем известную фразу из фильма "Джентльмены удачи" - "Лошадью ходи! Век воли не видать!

В отличии от героя которого исполнял Савелий Крамаров, соперник Михаила Алексеевича имел об игре в шахматы довольно смутные представления. Партия довольно быстро закончилась и напрягшие нас незваные гости спокойно ушли.

До кучи, я в начале поездки заболел и первые три дня просто отвратительно себя чувствовал и полностью отрубался уже где то в 10 вечера. Потом, правда, стало получше. Хорошо что были ещё взрослые - Михаил Алексеевич тот же... Да и ребята были все серьёзные и нормальные, но не будет же Михаил Алексеевич следить за спортивным режимом. В частности, игравшие за вторую команду Кирилл Дун и Юра Устиновский периодически устраивали ночные посиделки и (даже когда уходили сильно игравшие в шахматы Георгий, Саша и Костя после совместного анализа партий и вечернего блица, сидели до поздна в холле и, попивая... чай, (чай, а вы что подумали?) обсуждали проблемы мироздания. Серьёзные ребята... Юра, как я уже писал, к тому моменту учился в самой крутой математической школе Москвы. При этом, увлёкшись своими научными дискуссиями, они периодически заглядывали в холодильник и потихоньку уничтожали его содержимое. На утро, Михаил Алексеевич не досчитывался каких то продуктов запланированных на завтрак. Юру и Кирилла он в шутку прозвал "саранчой".

Тот состав первой команды, наверное был у меня сильнейшим за все годы работы. И Георгий и Костя и Саша были уже сложившимися кандидатами в мастера спорта. Для Кости это был уже последний год в детских шахматах. Он к тому моменту уже поступил в институт. Больше он в серьёзных турнирах не играл. А Саша и Георгий в течение следующего года довели свой рейтинг до отметки 2300 и стали соответственно мастерами FIDE. Они и сейчас играют в шахматных турнирах. Ну а тогда нам была просто не судьба войти в тройку. Пока на старте очень хорошо играла Лена всё было очень здорово - мы шли в лидирующей группе, как только на финише Лена начала проигрывать, ситуацию могло бы исправить только стабильные выигрыши хотя бы одного из ребят, но этого не произошло. Правда, и пятое место было на самом деле очень неплохим результатом. Почему то, из всего соревнования мне наиболее ярко вспоминается один эпизод и совершенно из чужой партии. Один из юных участников турнира, на висящем флажке, чётко и методично заматовал одинокого короля конём и слоном. На закрытии организаторы попросили кого-нибудь из Москвы выступить перед местным телевидением. Михаил Алексеевич произвёл и на организаторов и на телевизионщиков неизгладимое впечатление. Через год, на чемпионате Минпроса в том же Рыбинске, Алексей Москвин очень огорчился узнав, что в этот раз Михаила Алексеевича нет... А ещё, знаете, помимо того, что турнир был очень хорошо организован, мне запомнился один момент на награждении. Каждой команде, каждой(!) была вручена папка со всей документацией по турниру, к тому же, прекрасно оформленной. Нигде и ни разу больше такого не встречал... В Москву мы возвратились ни без приключений. Часть ребят поехала обратно с Михаилом Алексеевичем на машине. Как потом рассказывал Михаил Алексеевич, в его девятке что тот переклинило и она заводилась только в том случае, если у неё работало абсолютно всё, включая фары и дворники. Так вот они до Москвы и ехали... И дождя, как назло, не было...

Потом начался новый учебный год. Прошли полуфиналы чемпионатов Москвы. Рома Сидорчук у меня отличился. Имея первый разряд, Рома имел право играть в финале своей возрастной группе до 12 лет без отбора, а в полуфинале для ребят до 14, он занял третье место. Неплохо! На финалах у меня никто на Россию не отобрался. Оставались быстрые шахматы и финал среди самых старших ребят до 18 лет. В финале до 18 я ни на что не рассчитывал и, как выяснилось, совершенно напрасно. Но, сначала про быстрые шахматы. Этот турнир снова проходил в Перово. Запомнилось мне это соревнование прежде всего полнейшим идиотизмом происшедшем с контролем времени. В то время, начали активно внедряться в шахматные соревнования электронные часы на которых можно играть с контролем Фишера. Маленькое отступление по поводу электронных часов. Это прекрасное для шахматистов изобретение по какой то причине стоит неоправданно дорого. Технологически, производство механических часов намного дороже, чем электронных, а в реальности электронные стоят дороже... А ещё... Есть такая примитивная игрушка, производимая естественно в Китае. Черно-белый тетрис с самым обыкновенным маленьким ж/к экранчиком. В ней, помимо тетриса, ещё куча таких же простейших игрушек (например "змейка"). Продаётся это изделие буквально по 100 рублей. И по количеству используемой пластмассы, и по сложности чипа, и по размеру ж/к 'экранчика она ничем шахматным электронным часам не уступает, только стоит, как минимум, в 15 раз дешевле...

"Нет, ребята, всё не так! Всё не так, ребята!" (В. С. Высоцкий)...

 В Положении о соревнованиях по быстрым шахматам фигурировал контроль времени 15 минут до конца партии с прибавлением какого то количества секунд за каждый сделанный ход. Аналогом для такого контроля на механических часах является контроль времени 25 минут на всю партию. Какими соображениями руководствовалась Ирина Владимировна Переверткина заставившая всех играть детский чемпионат Москвы с контролем 15 минут до конца партии на механических часах (электронных просто не было) я так и не понял. "Чётко" следовала Положению?Более того, дошло до полного идиотизма. В одной из групп среди младших девочек было всего пять участниц. При контроле времени по 15 минут на партию на механике такой круговичёк запросто проводится всего за 2,5 часа. Так нет же! В первый день провели три тура и заставили ещё раз приехать, чтобы сыграть ещё два на второй день! Вот как раз и обсуждая со знакомым родителем эту тему, я познакомился с Александром Евгеньевичем Калмыковым - папой сильной маленькой девочки Насти, занявшей в тот год второе место на чемпионате Москвы до 10 лет. Калмыков сказал, что давно присматривается и разделяет моё возмущение периодическими случаями бардака в организации детских шахматных соревнований в Москве. Ещё, он мне напомнил одну историю происшедшею на финале только что прошедшего чемпионата Москвы среди ребят до 10 лет. Я там выступил в очередной раз... И считал, и сейчас считаю, что выступил совершенно по делу. А произошло следующее. Все последние годы до этого, на этом соревновании всегда были распечатки партий и тут Людмила Сергеевна на открытии турнира заявляет, что в этом году распечаток партий делать не будут. Причина? Дети плохо их записывают! Надо же! А в прошлом году, можно подумать, записывали хорошо... Постараюсь объяснить читателем довольно очевидную вещь.

Отсутствие распечаток партий ставит всех ребят которые не из той секции (в данном случае это клуб Петросяна) где проводится чемпионат в гораздо более худшие условия, чем хозяева турнира. Почему? Сейчас объясню. В тот год, у меня играл в финале до 10 лет Тимур Юсубов. Часто, я его просто возил на соревнования сам (родители работали). Теперь смотрите. Если есть распечатки, то всё нормально. Перед игрой мы покупаем распечатку партий очередного тура, мальчик играет партию и мы тут же уезжаем домой. Потом, по телефону я узнаю жеребьёвку и можно готовиться. А теперь, если распечаток нет. Мне придётся ждать четыре часа с лишним пока закончится тур и будет сделана жеребьёвка. Более того, потом возникнет очередь к папке с бланками из родителей и тренеров. Эту очередь надо будет отстоять, а потом ещё и партии будущего соперника переписать. Вы представляете во сколько я привезу ребёнка домой если учесть, что тур начинался в 16:00. А ребёнок - маленький. Для самих же организаторов всё проще. У них есть вторая папка с бланками и они могут легко отпускать своих учеников домой, а потом просто например позвонить по телефону и подготовить к партии. Или вообще это сделать утром при личной встрече. Их то ученики могут просто приходить за час-два до игры и спокойно готовиться. Они уже на месте и им никуда больше ехать не надо. А мне придётся или привезти маленького восьмилетнего мальчишку домой к 11 вечера, или отказаться от подготовки к партиям, или отдельно приезжать в клуб Петросяна утром. Но у меня утром ребята играют ещё в одном финале и уже в другом месте - на Воробьёвых горах...

В этом и состоял смысл моего выступления. Более того, я предложил делать распечатки сам (если мне конечно дадут одну папку с бланками). Однако, я предупредил родителей среди которых то же были недовольные, что сделать то я сделаю, но у меня они получатся дороже, так как мне их придётся копировать на струйном принтере, а не на копировальном аппарате которого у меня дома попросту нет. А у Вас есть? Если кто не знает, то могу доложить, что себестоимость печати на струйном принтере и копире отличается в разы! Людмила Сергеевна охотно зацепилась за факт удорожания распечаток. "Вот видите!" Наверное типа опять о том, что я наживаюсь! Короче, на том турнире распечаток у ребят до 10 лет не было. На следующем, почему то, были опять. Не правда ли, странно...

От Калмыкова, правда, я узнал дополнение к этой истории которое вынес в заголовок части. При нём, Людмила Сергеевна прошлась по мне уже совершенно конкретно:

- Никого не воспитал, а всё тявкает и тявкает!

Не хочу уподобляться тому папе, который рассказывал про Кремлевских бонз со ставками на детские шахматы, но сильно похоже, что эта фраза вызвала недовольство каких то Высших сил. Звёзды что ли по особому встали? На чемпионате Москвы до 18 лет, который проходил в конце ноября и начале декабря, Саша Лебедев сыграл просто блестяще. Пройдя весь турнир без поражений и буквально в 20 ходов разгромив белыми в варианте дракона рейтинг-фаворита Бориса Савченко, Саша выиграл чемпионат Москвы до 18 лет.

Дипломы на закрытии турнира выписывала Наталья Николаевна Чухрова. В Москве принято давать диплом за первое место и тренеру и ученику. Было бы весьма странно, если бы не возникло проблем. Наталья Николаевна вспомнила, что когда у нас было СК "Гардэ" Саша занимался с международным мастером Леонтьевым. Продолжались эти занятия мене чем полгода...

- Не Леонтьеву ли надо выписать тренерский диплом?

Наталье Николаевны пришлось вписывать в диплом ненавистную им фамилию автора этих строчек только после того, как к ней подошёл папа Саши - Александр Леонидович.

Часть №22 Юбилейный фестиваль "На Вадковском"

С папой Насти Калмыковой - Александром Евгеньевичем мы начали общаться и договорились до того, что он будет судить очередной фестиваль "На Вадковском". Александр Евгеньевич играл в шахматы на очень приличном уровне, имея на тот момент времени рейтинг за 2400. Правда, я сразу его предупредил, что больших денег на нашем фестивале не заработаешь. Это очень важный момент, а почему - вы поймёте позже. К этому времени (началу декабря) Семен Борисович Цейтлин нашёл по своим старым связям на наш фестиваль настоящего спонсора. К тому времени, Положение о нашем очередном фестивале (10-м по счёту, а значит - юбилейном) уже было сделано. Как и на прошлом фестивале, мы снова заранее указали призы, а так же подняли взнос до смешной суммы 200 рублей. Далее автор приводит абсолютно точные цифры, так как перед ним просто лежит ПОЛОЖЕНИЕ. Призы выглядели так:

1 место 8000 рублей       6 место 900 рублей

2 место 5000 рублей       7 место 800 рублей

3 место 3000 рублей       8 место 700 рублей

4 место 2000 рублей       9 место 600 рублей

5 место 1000 рублей      10 место 500 рублей

Специальные призы для девушек: 1 - 1000 рублей, 2 - 800 рублей, 3 - 700 рублей

Специальные призы для участников 1991 г.р. и моложе: 1 - 1000 рублей, 2 - 800 рублей, 3 - 700 рублей

Дальше случился очень знаковый момент. Читая ПОЛОЖЕНИЯ о Мемориале Петросяна и тогда и даже сейчас, вы всегда можете обратить внимание на один нюанс. Там никогда не указываются все призы, а заявляется только приз за первое место. Как бы то ни было, но на очередной мемориал Петросяна 2004 год, первый приз был заявлен в размере 10000 рублей. Ещё в 2001 году, он был 3000. Вот вам реальное действие рыночных отношений на благо "трудового народа!" В один из дней когда проходил чемпионат Москвы до 18 лет, работник клуба Петросяна Кедров похвастался мне тем, что вот вы с нами конкурируете, а у нас первый приз больше! Я сначала хотел ему сказать всё, что я думаю, но потом просто вспомнил один сюжет из моего очень любимого Марка Твена ("Янки при дворе короля Артура") и не желая уподобляться герою который вступил в полемику по одному узко-экономическому вопросу, а потом ему пришлось чуть ли не бить собеседнику морду, так как тот так ничего и не понял, и я решил просто промолчать... Самое интересное, что найденный Семеном Борисовичем спонсор прямого отношения к заявленным денежным призам не имел. Фридрих Самуилович Перельман - директор мгновенной благотворительной лотереи "Дети Чернобыля" перечислил довольно приличную сумму (что то около 35000 рублей) на расчётный счёт Центра Творчества "На Вадковском". Обналичить эти деньги было просто невозможно. На них можно было только купить призы. Но тут выяснился один нюанс. Получив деньги на расчётный счёт, наш бухгалтер вызвала меня к себе и попросила, что бы я их как можно быстрее потратил. Конкретно - до Нового года, чтобы они не повисли на балансе. Это было абсолютно логично, но тут возник один нюанс. Она мне сообщила, ЧТОБЫ Я это будет выделено большими буквами и отдельной строкой):

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОКУПАЛ НИ ОДНОГО ПРИЗА ДОРОЖЕ 2000 РУБЛЕЙ

Я, естественно, ничего не понял.

- Ольга Анатольевна, а почему?

- А потому, что если приз будет дороже 2000 рублей, я буду обязана составлять на родителя ребёнка этот приз выигравшего в налоговые органы соответствующую бумагу.

Вот теперь, дорогие читатели, оцените, КАК НАШЕ РОДНОЕ ГОСУДАРСТВО НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ ЗАБОТИТСЯ О ДЕТЯХ!

Из-за этого, я чуть не рехнулся покупая призы, а один раз меня просто посчитали за идиота. Поскольку мы собирали взносы, я прекрасно понимал, что могу выйти за эти дурацкие ограничения, но не сильно. Захожу на Савеловском рынке в один из ларьков где торгуют DVD - плеерами. Совсем дорогие я покупать не могу, но вот стоят два вполне пристойных DVDюка и один стоит 1900 рублей, а другой - 2200. Я подхожу к продавцу и между нами происходит следующий разговор:

- Я хочу купить у вас вот эти два DVD-плеера, но только у меня к вам одна просьба.

- Какая?

- Вы можете мне выписать на них чеки для отчёта, что они оба стоят 2000 рублей.

По лицу продавца пробежало несколько совершенно разных эмоций.

- Подождите, но вы же теряете 100 рублей. Вы мне заплатите 4100 рублей, а чек получите только на 4000.

- Ну мне так надо!

Продавец посмотрел на меня весьма странно.

- Обычно люди просят сделать наоборот!

Я всё-таки объяснил этому настырному молодому человеку в чём дело. Он был удивлён.

- Первый раз с таким сталкиваюсь!

Ещё бы, молодой человек! Вы работаете в нормальном месте - магазине, а я в системе образования! Этого, я конечно не сказал, а только с горечью подумал и не потому, что когда-нибудь жалел о своём жизненном выборе, а просто почему то стало очень грустно и неприятно...

Фридрих Самуилович - спонсор нашего турнира помог не только деньгами. Он просто позвонил на  спортивный телеканал где был знаком ни много ни мало с генеральным директором, и я "имел честь" первый раз в жизни лицезреть на своём скромном фестивальчике (число участников которого уже перевалило далеко за 300 человек) работников СМИ которые обслуживают то, что стоит теперь и не в единственном экземпляре практически в каждом доме, то что называется ТЕЛЕВИЗОР, хотя, лично по мне, наиболее ёмкое определение этому устройству дал ещё в застойные годы Владимир Семёнович Высоцкий, обозвав оный агрегат "глупым ящиком для идиотов". В данном случае, определение великого Высоцкого было абсолютно точным. Съёмочная группа возглавляемая Эльвирой Мирзоевой начала снимать довольно забавный сюжет. Кажется в турнире третьего разряда играл мальчик по фамилии Ботвинник. Не смейтесь! Это не самая редкая фамилия. Правда, в отличии от своего великого однофамильца, успехи этого ребёнка на турнире были более чем скромные (это я стараюсь писать помягче). У мальчика взяли интервью, спросили у него - ЧТО ТАКОЕ МИТТЕЛЬШПИЛЬ?, а потом в эфир вышел обычный стандартный новостной ролик. Нет, разумеется у телевизионщиков своя работа, и я к ним никаких претензий не имею. Было дело - даже снимался в научно - популярном фильме про новый закон о порядке получения наследства, играя роль племянника собственной мамы (она тоже снималась в этом фильме). Так что, работу этих товарищей я представляю и отнюдь не требую, чтобы они брали интервью у организатора турнира, так как с фамилией мне явно не повезло...

Вызовом телевидения Фридрих Самуилович не ограничился. На открытии турнира было зачитано письмо от Анатолия Евгеньевича Карпова. С ним Перельман был так же очень хорошо знаком. И толи это письмо, толи ещё что, но Борис Долматовский написал в журнал "64 - Шахматное обозрение" маленькую заметочку с фотографией и это было напечатано. Нет, это надо воспроизвести как оно есть. Вот!

Дети не болтались на улице
(статья из шахматного обозрения «64» №1 от 2004 г.)

Анатолий Карпов поздравил участников 10-го юбилейного турнира в Центре детского творчество «На Вадковском» в Москве. Его приветствие огласил главный спонсор соревнования, президент благотворительной лотереи «Дети Чернобыля» Фридрих Перельман. В главном турнире играли 44 шахматиста, 14 из которых имели рейтинг. Помимо денежных призов, вручались велосипеды, аудиоплейеры, фотоаппараты, магнитофоны, игровые приставки, футбольные мячи... и, конечно, грамоты и медали. Это мероприятие, организованное двумя энтузиастами — Александром Каленовым и Семеном Цейтлиным, является значительным событием в шахматной жизни Москвы, но по-прежнему не включается в календарный план городской федерации. Хотя 380 детей из двух десятков городов России и Московской области трудно не заметить. «На Вадковском» играли три нынешних чемпиона Москвы — Александр Лебедев, Дарья Чарочкина, Эдуард Бабушкин. О квалификационном уровне говорит и тот факт, что прошлогодний победитель Александр Шорохов, участвуя позже в «Аэрофлот-опене», выиграл турнир «Б». Но в этот раз Александр уступил верхнюю строчку 15-летнему Александру Москаленко из Кубинки, призеру первенства России по быстрым шахматам до 14 лет.

Педагог Александр Каленов работает «На Вадковском» с 1990 года. Он воспитал двух чемпионов Москвы —Веру Бурлаченко и Александра Лебедева. Многому хорошему научился у известного организатора мастера Зиновия Альтшулера.

— Мы не стремимся кого-то удивить,— заметил Александр. — Главное, чтобы дети в дни школьных каникул не болтались по улицам, а родители не ломали голову, чем бы их занять. Если бы детям из спортшкол разрешили участвовать в наших турнирах, мы могли бы принять и больше — помещение позволяет.

Вот имена победителей: главный турнир — Александр Москаленко; 1-й разряд — Сергей Кузин; 2-й разряд  — Илья Короленков; 3-й разряд — Сергей Полозков; 4-й разряд — Никита Кривченко.


 

 Ну а ещё... Ещё, как говорится, сбылась мечта идиота. Вот последнее слово я специально пишу без кавычек. Это я для родителей юных московских шахматистов. Почему? Поймёте позже. Так вот! Идиот - это я. Но я этого хотел (в смысле призы - велосипеды) и добился. Балябина Аня из Сергиева Посада и Илья Короленков из Москвы за первые места соответственно в турнирах 4-го и 2-го разрядов получили велосипеды. Просто мне очень запала в душу та история с турниром по боксу моего частного шахматного ученика Миши когда он выиграл велосипед. Ну чем юные шахматисты хуже, чем юные боксёры?!

А что касается статьи, то  в общем, могу сказать, что всё почти правда! Разве что, кроме одного! Не очень у меня были хорошие отношения с Романом Зиновьевичем Альтшулером перед его уходом из Центра Творчества "На Вадковском". Я, ведь, на детях наживаюсь, поэтому нельзя его ученикам у меня играть... Но, Роман Зиновьевич в ту пору уже был в лучшем мире, а о мёртвых или хорошо или ничего...

Вернёмся к разговору о призах. Откуда взялись велосипеды? Даже ежу понятно, что велосипед не может стоить меньше 2000 рублей. Однако, мы собирали турнирные взносы. И именно эти наличные деньги позволяли выходить за дурацкое ограничение введённое государством на подарки детям. Именно эти деньги позволили выплатить всем участникам главного турнира обозначенные в Положении суммы, а спонсорская помощь Фридриха Самуиловича позволила резко улучшить награждение участников всех остальных турниров в рамках фестиваля. А их (турниров) уже было пять. И я снова о том же. Главный турнир фестиваля выиграл на этот раз кандидат в мастера спорта из подмосковного города Кубинка Александр Москаленко. И полученный им приз в 8000 рублей был больше, чем заработал за это мероприятия я, больше, чем получил кто бы то ни было из тех, кто это мероприятие судил. А ещё мне очень понравилось как судил турнир Калмыков. В зале всегда был порядок и тишина даже в турнирах где играли маленькие начинающие дети и их было очень много. Для понимания того, что произойдёт через год, нужно рассказать ещё про Семёна Борисовича Цейтлина. Семён Борисович прибывал в состоянии полного блаженства. Он нашёл спонсора для турнира и чувствовал себя великим. Если раньше, Семен Борисович ещё принимал участие в судействе этих соревнований, то теперь он просто сказал мне следующее:

"Саша, я достал на турнир приличную сумму денег и работать на турнире не хочу."

Я посчитал, что это совершенно справедливо, да и, положа руку на сердце, самоотвод Семёна Борисовича от судейства был в известной мере благом для турнира. Дело в том, что здоровый пофигизм Семёна Борисовича при судействе детских соревнований (чай не Линарес!) несколько раз уже порождал для меня как организатора не очень приятные ситуации. Единственно, вот вы мне объясните, что надо было делать вот в такой ситуации. Фридрих Самуилович несколько раз приезжал на турнир. И вот представьте себе такой сюжет. В актовом зале своим чередом идёт очередной тур текущего турнира. В моём кабинете Фридрих Самуилович и Семён Борисович. Они друг - друга хорошо знают, им интересно пообщаться и процесс общения происходит ни без спиртного. Фридрих Самуилович очень пожилой, но активный и жизнелюбивый человек не отказывающий себе в маленьких радостях жизни не взирая на весьма преклонный возраст. А потом будут говорить, что на Вадковском организаторы пьют во время турнира.

А вы бы, на моём месте, выгнали бы спонсора турнира мирно пьющего коньяк у меня в кабинете (всё - таки детское учреждение!) ? А вы бы сами, отказались выпить с человеком который финансирует всё мероприятие? Если на эти два вопроса вы отвечаете, что вы бы "выгнали", "запретили", "отказались", то можете мне ещё рассказать, что платите все налоги, никогда не даёте взяток гаишникам и т. д. В продолжении той же темы насчёт того, что правильно, а что нет - ещё один сюжет с того фестиваля. Как я уже писал, Фридрих Самуилович имел бизнес в виде моментальной благотворительной лотереи "Дети Чернобыля". Он попросил меня и Цейтлина, чтобы эти лотерейные билеты продавались на фестивале. Ну я не знаю как с точки зрения морали когда ребёнок покупает лотерейный билетик. Это надо у Людмилы Сергеевны спросить (всё-таки лотерея - азартная игра!). При этом, Семен Борисович уже перед началом турниров начал переживать, что билетики никто покупать не будет и мы потеряем спонсора. На первом же турнире фестиваля, я устроил перед открытием маленькое шоу. Сказав несколько приветственных слов участникам и пожелав им успеха, я достал из кармана один лотерейный билетик. Несколько слов о страшной техногенной катастрофе случившейся в 1986 году, несколько слов о спонсоре турнира и для каких целей проводится эта лотерея, а потом... "Лёгким движением руки" я порвал две перфорации, показывая общественности как пользоваться билетиком, и, с удивлением обнаружил, что выиграл 10 рублей. Это равнялось стоимости билетика. Надо же такому случиться! Повезло! Показав выигрыш всем участникам, и сказав, что пойду куплю на выигранные деньги ещё один билетик я завершил пиар - акцию. Как это ни странно, дело пошло! А уж когда кто то выиграл 1000 рублей и эта новость моментально распространилась по турниру, билетики стали распространять даже лучше, чем шахматные блокноты (а ведь это самый ходовой товар у тех, кто торгует шахматной литературой и сопутствующими этому делу товарами). Кстати, про блокноты. Ещё я сказал участникам, что буду обменивать три невыигрышных билетика на один блокнот для записи партии. В течение нескольких дней, я тупо сидел в кабинете и уничтожал невыигравшие билеты, выдавая участникам блокноты. Продажа билетов шла очень неплохо. Может быть мне надо не тренером по шахматам работать, а пиар - менеджером? Платят, за это, насколько я знаю, существенно больше...

Все турниры юбилейного фестиваля прошли очень хорошо, а ещё мы просто угорали над вот этой статьёй в Московской Правде №19 за 31 января 2004 года.

     

Это же надо было додуматься сначала поместить информацию об обычном детском шахматном фестивале, а уже следующим пунктом - Владимир Крамник победил сборную Германии и уж совсем дальше про Ананда выигравшего "какой-то" турнир в Вейк-ан-Зее...

Как я уже писал, мне очень понравилось судейство Александра Евгеньевича Калмыкова. Что ему не понравилось, я вам то же скажу. И он мне об этом прямо сказал!

"За такую работу (а были турниры с большим количеством участников) надо платить больше. Я не предполагал когда соглашался судить соревнование, что здесь играет так много детей."

В принципе, Калмыков был прав. Дальше, прежде чем начать новую часть, я расскажу об ещё одном общении с президентом ШФМ Бересневым В. А. в эпистолярном жанре. Дело было в том, что поскольку Саша Лебедев стал чемпионом Москвы среди ребят до 18 лет, мне предстояла первая поездка на чемпионат России в Дагомыс. Настя (дочка Александра Евгеньевича) будучи серебряным призёром чемпионата Москвы среди девочек до 10 лет, то же получила право играть в чемпионате России. Но между Сашей и Настей была одна очень существенная разница. Саше поездка оплачивалась (причём, включая дорогу) спортивным комитетом города Москвы, а вот Насте - нет. Спортивный комитет Москвы финансировал поездки на чемпионат России только детей старших возрастных групп. В тот год, в Дагомысе ещё не было бесплатного расселения для детей прошедших отбор на чемпионат страны, а у Калмыкова - трое детей. Настя - самая младшая и единственная дочка. Я прекрасно понимал, что вывезти ребёнка в Дагомыс папе было отнюдь не просто. Особо лишних денег у него не было. Будучи активным и деятельным человеком Калмыков пытался достать эти средства у каких то государственных районных структур по месту своего жительства, но нам пришла в голову ещё одна идея. Я пошёл к своему директору и попросил её написать официальное письмо президенту ШФМ с просьбой (если возможно) как то помочь маленькой талантливой девочке из многодетной семьи попасть на чемпионат России. На сей раз, письмо во-первых писал не я, а мой директор. А она это делать умеет как положено, то есть по деловому, вежливо и неэмоционально. Во - вторых, это письмо было на официальном бланке нашей организации, в третьих, я его лично отвёз в Центральный Дом Шахматиста где в то время у Береснева ещё был и собственный ресторан и собственный совместно с А. Д. Жуковым (!) кабинет. Более того, я это письмо зарегистрировал у секретаря. Секретарь (то ли в шутку, а может быть и серьёзно) посмотрев на бланк организации и прочитав наверху ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ... сказала мне примерно следующее:

"Чего вы нас пугаете?"

Да уж, пожалуй, Вас испугаешь! Я ничего от этой акции не ждал, но просто хотел хотя бы отписки. Однако, всё произошло точно так же, как и с письмом про быстрые шахматы

"А в ответ - тишина..."

Вот сейчас, специально не для москвичей. Почему то существует расхожее мнение, что в зажравшейся Москве элементарно достать деньги. Хрена! Ну, ладно! Я то - совершенно непрактичный человек. Но вы бы знали папу Калмыкова! Он же как таран (в позитивном понимании этого слова). Круче его в этом вопросе из тех кого я знаю, разве что мама Дарьи Чарочкиной...

Я конечно прекрасно понимаю, что родил ребёнка и это твои проблемы, что он хорошо играет в шахматы, а для этого нужны деньги, при этом, чем лучше играет ребёнок, тем денег нужно всё больше и больше. Но моя претензии к руководителю ШФМ до безобразия простые и основаны совсем не на том, что я хотел, чтобы он вынул деньги из своего собственного кармана на поездку маленькой девочки на чемпионат России.

1. На письма, тем более официальные и зарегистрированные в секретариате, вообще то надо отвечать (хотя бы отписками того же самого секретариата)

2. Не надо ОАО "Банк Москвы" в таком случае нести как спонсорское знамя! Если у ШФМ действительно есть такой крутой спонсор, то сумма которая была нужна Насте для этого спонсора была просто смехотворной! А уж тот факт, что девочка растёт в многодетной семье, являлся очень весомым аргументом.

Конечно же, ШФМ это общественная организация, но именно для того она и существует, чтобы помогать шахматистам.  И при нормально поставленной работе (что было обещано г. Бересневым на выборах 2001 года) у него гораздо больше шансов договориться с коммерческой структурой по поводу не очень большой поддержке маленькой шахматистке, чем у её папы - частного лица, работающего на нескольких работах, чтобы просто прокормить свою немаленькую семью в стране, где у чиновников даже самого высокого уровня стало очень модно пускать крокодиловы слёзы по поводу падения рождаемости, вымирания нации и всего такого...

Наверное, занимайся Настя в клубе Петросяна, деньги бы на неё нашлись. Но Настин папа, обладая довольно резким и прямым характером, прекрасно видел, что из себя представляют московские спортивные школы. Прогибаться под кого бы то ни было, он не желал. К тому же, поймите один простой момент. Для папы - шахматиста с рейтингом за 2400 не нужен тренер для его дочки. Он её и сам в состоянии довести до женского гросса (если конечно ребёнок потянет). А в нынешней нашей жизни (да и не только в нынешней, но и в прошлой и в будущей) надо всё время под кого то прогибаться. Правда, ещё находятся люди типа папы Насти, да и меня самого, которые в состоянии хотя бы частично жить по принципу сформулированному Андреем Макаревичем

"Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

 Пусть лучше он прогнётся под нас!"

Так или иначе, но обошлись без ШФМ. В Дагомыс поехали. Но перед этим будет рассказ об очередном командном чемпионате Москвы среди детских коллективов, а поэтому я создаю новую страничку куда и предлагаю перейти по следующей ссылке.


                                                                                                           ДОМОЙ

 



Сайт создан в системе uCoz