1. Шахматы - воспоминания о детстве.
2. Как я стал тренером по шахматам.
Шахматы - воспоминания о детстве.
Это я. Здесь мне 10 лет. В шахматную секцию Свердловского Дома Пионеров (ныне ЦДТ "На Вадковском") я приду только через полтора года, но играть уже умею и даже читаю книжки по шахматам. Самая любимая (громко сказано, так как она пока всего одна) это "Учебник шахматной игры" Эммануила Ласкера. Там многое совершенно непонятно, но очень интересно, а ещё мне очень нравится смотреть по телевизору передачу "Шахматная школа". Туда можно посылать решения шахматный задач и если хорошо решаешь, то можно даже выполнить настоящий спортивный разряд по шахматам. Мне очень хочется иметь разряд по шахматам, но не получается постоянно смотреть эту передачу. Зато, мне выписали журнал "Костёр", а там есть раздел который называется "Арчебек". Звучит очень грозно и непонятно, но это только если не знаешь о чём речь. А на самом деле это Армия разведчиков черно-белых клеток. Там то же каждый месяц публикуют задачи и их нужно решать. За правильные решения начисляются очки и можно выполнить разряд по шахматам. Я уже сравнительно легко решаю задачи на мат в два хода хотя один раз ошибся (поленился проверить все варианты и попал на "ложный след" - то, что это называется так - я узнаю только через несколько лет). Так представляете! Пришло письмо из редакции журнала!
"Доблестный рыцарь! В задаче №3 ваш ход 1.Фh3 неправильный, так как после 1...g6 мат вторым ходом поставить нельзя. У вас ещё есть время исправить решение."
А вот задачи на мат в 3 хода для меня ещё очень сложные... Только через год я удачно решу все двух и трехходовки. Потом, в летние каникулы, целую неделю буду мучится над задачей мат в четыре хода, так её и не решу, а осенью пойду заниматься в шахматную секцию. Тренировал нас уже довольно пожилой кандидат в мастера спорта по шахматам, бывший фронтовик -Юзеф Ананьевич Михайлович.
Краткое и отнюдь не лирическое отступление. Набрал в поисковике фамилию своего тренера по шахматам и очень удивился, что поиск дал положительный результат. Вот фрагмент интервью Псой Г. Короленко скаченному со следующей ссылки В одном месте текст цитаты чуть-чуть отредактирован именно мной. Ну, не терплю я матерных слов в тексте, а сам выражаюсь (и то довольно редко) только в чисто мужских компаниях где нет женщин и детей...
Летов написал, что вы, под видом пародии на постмодернизм, его-то
как раз и эксплуатируете. Так ли это, по-вашему?
Не знаю, почему он так сказал. Я обращался к Летову только раз - на концерте "Чтобы не вышло как с Галичем". Спел песню "Спрашивайте, мальчики", подражая интонации Летова, предварительно голосом Галича посвятив ее сибирскому панку. Смысл простой - связь двух поколений русского нонконформизма. Больше я никогда Летова не цитировал. Видно, он перепутал меня с Шишом Брянским, песни которого я тоже пою. У Шиша есть много летовских мотивов. Вам иногда не кажется, что то, чем вы занимаетесь, похоже на игру гроссмейстера по шахматам в домино? Дело в том, что я одновременно гений и святой. Это уникальное сочетание, во всяком случае для русской культуры. Очень трудно эти две вещи совмещать. Трудно, но возможно. Ну а что касается шахмат, то в них играть меня учил очень хороший тренер, Юзеф Ананьевич Михайлович. Иногда он кричал: "Остолопы! Дебилы! ... вашу мать!" А в начале занятий всегда говорил: "Подождите, я пойду помою яблоко". В шахматы играть я так толком и не научился, но Юзеф Ананьевич - один из моих учителей в перформансе, вне сомнения. Вашим вопросом вы мне напомнили о Юзефе Ананьевиче. Большое вам за это спасибо. |
Что и говорить! Юзеф Ананьевич был крут. Помню как я краснея стоял у демонстрационной доски когда меня ругали за одноходовый зевок коня при разборе своей первой в жизни турнирной партии. Кстати, эту партию я выиграл! А потом выиграл подряд еще 13. И только в одной сделал ничью. Соперница так долго думала над каждым ходом, что мне это надоело и я предложил ей ничью, имея лишнего слона. Играли мы без часов. Как ни странно - меня не ругали. Наверное от того, что ничью я предложил девочке...
Юзеф Ананьевич частенько на шахматных занятиях вспоминал войну. Например, объясняя очередному "остолопу", что в дебюте надо выводить в игру фигуры и при этом как можно быстрее, он часто произносил приблизительно такой текст:
А то получится как у нас в начале войны. Немцы опередили нас в развитии боевых сил! У них и техника была лучше! И гнали нас до самой Москвы! А наши кавалеристы - с шашками наголо на танки... Ещё запомнилась как у него на фронте упёрли книгу А. Нимцовича "Моя система" и судя по всему пустили на самокрутки. Мы беззвучно хихикали за спиной тренера, а ведь на самом деле это совсем не смешно...
Юзеф Ананьевич служил военным переводчиком. Он очень хорошо знал немецкий язык. В 1996 году, в холодном автобусе фирмы "Ритуал", возвращаясь из Крематория где мы только что попрощались с Юзефом Ананьевичем навсегда, я, единственный не из родственников, услышал от его племянника и ещё одну боевую историю из жизни Юзефа Ананьевича. 1945 год. Берлин. Ожесточенные уличные бои. Немцы из танка раздолбали этаж дома в котором находился на тот момент штаб части где служил лейтенант Михайлович. Он успел выбежать на улицу и забежать в соседний дом. А там стоят несколько наших солдат. Пехота. Один, увидев офицера, говорит: "Лейтенант! У нас ротного убило, а есть приказ выбить немцев из этого здания. Веди в атаку!" Попытка Юзефа Ананьевича объяснить что он переводчик встретила самое неожиданное возражение. Он увидел направленный на себя ствол ППШ и услышал тихую фразу: "Не поведешь в атаку - убью..." Ну и повёл в атаку. Здание от немцев очистили...
Да, было время... были ЛЮДИ!...
Но пора вернуться к шахматам.
После первого полугодия меня перевели в старшую группу. У меня уже был третий разряд и я этим страшно гордился. Нам наконец то купили 10 шахматных часов. В старшей группе я узнал, что такое блиц. Надо сказать, что вписался я в старшую группу без особых проблем, хотя и был самым маленьким и имел опыт игры только с уступающими по силе противниками. Были свои лидеры - Витя Хейфец, Гарик Кувалдин, Парамонов Сергей - они были уже старшеклассники. Были ребята немного постарше, чем я Герман Дратевник, Дима Дмитриев. Вот сейчас, сижу, смотрю свою шахматную тетрадь, а там на одной из страниц кто то (по моему Герман) написал "Cаша косинус у нас". Я даже тогда и не понял о чём речь, так как до такой математики ещё не дорос. Про всё это мне предстоит узнать "выше крыши" заканчивая математический факультет педагогического ВУЗа, но тогда я эту глупость просто не понял. Зимой 1983 года мы впервые играли командой на соревнованиях. Состав детской команды был таким же, как и сейчас - восемь мальчиков и две девочки. И вот тут, мне как раз и показали - как надо играть в шахматы. Я просто ревел после каждой из пяти первых проигранных партий. Самое интересное, что в секции я то же периодически проигрывал, но никогда не плакал из-за этого. Но тут! Я же подвожу команду! Почему то вспомнилось, что после первого поражения мы с мамой пошли вечером в кино. Я очень хорошо помню, что мы смотрели. Это был фильм "За спичками." Весёлая комедия! Но я был так расстроен, что почти не смеялся. Только на всю жизнь запомнились строчки песни из этого фильма:
Как хорошо подняться
в облака,
В облака, подняться в облака.
Если смотреть на жизнь издалека,
То она беспечна и легка.
На Земле бывают приключения такие,
Ты про них не слышал и во сне.
Там живут не ангелы, а грешники простые,
Потому они милей вдвойне.
Как хорошо подняться в облака,
В облака, подняться в облака.
Можно смотреть на Землю свысока,
Свысока все проще пустяка.
Жизнь готовит нам сюрприз
И каприз её - закон для всех.
Жизнь сперва бросает вниз,
А потом бросает снова вверх.
Как хорошо подняться в облака,
В облака, подняться в облака.
Если смотреть на жизнь издалека,
То она беспечна и легка.
Божию коровку ты отсюда не увидишь,
Не заметишь маленький ручей.
Люди не обидят и людей ты не обидишь,
С высоты не видно мелочей.
Как хорошо подняться в облака,
В облака, подняться в облака.
Можно смотреть на Землю свысока,
Свысока все проще пустяка.
Жизнь готовит нам сюрприз
И каприз её - закон для всех.
Жизнь сперва бросает вниз,
А потом бросает снова вверх.
Как хорошо подняться в облака,
В облака, подняться в облака.
Можно смотреть на Землю свысока,
Свысока все проще пустяка
А потом было ещё четыре таких же воскресенья (но
уже без кино). Мы играли с разъездами. Один матч у себя в доме пионеров,
а другой - на выезде. Одним из забавных моментов было то,
что Юзеф Ананьевич терпеть не мог опаздывать. Но это периодически
происходило не по его вине, а из-за опаздывающих
мальчишек. Стандартная ситуация в этом случае могла быть такой. На другой
стороне улицы находится цель - "вражеский"
дом пионеров. В совершенно неположенном месте,
маленький полноватый и лысоватый тренер (чем то похожий на французского
комедийного актера Бурвиля), чихвостя какого то
опоздавшего подростка, увлекает за собой поперек
движения группу разновозрастных детей. На несмелые попытки возражать,
что в 20 метрах зебра и светофор - можно было услышать примерно следующее:
"Да никто нас не собьет! Они же не идиоты что бы
садиться в тюрьму! И вообще, я им мщу за то,
что у меня нет машины!" А потом я выиграл.
Выиграл в матче против будущего победителя первой лиги. А команда проиграла.
Меня все хвалили и было очень приятно. Больше я никогда не плакал после
проигрыша партии в шахматы. Видимо опыт игры пошел на пользу всей команде и в
1984 году (в своем втором участии в первой лиги) мы заняли первое место. Вернее,
мы его разделил с командой Первомайского Дворца пионеров,
выиграв у них личную встречу со счетом 7,2:2,5.
До сих пор помню какой разнос устроил тренер нашим соперникам. Юзеф Ананьевич,
в сравнении с ним, был просто Песталоцци! Правда,
я свою партию проиграл. Подошёл ко мне Витя Хейфец и слегка щелкнул по
носу. Мы радовались что победили,
но оказалось, что это только начало довольно
забавных событий. Дело в том (что теперь скрывать),
что Юзеф Ананьевич поступил не по правилам. В нашей секции занимались два
мальчика - однофамильца - Дима Дмитриев и Алексей Дмитриев. Дима Дмитриев
играл за команду, а Алексей который уже учился на
втором курсе института просто по возрасту играть уже не мог. Короче,
на тот самый матч Юзеф Ананьевич под видом Димы Дмитриева посадил играть
Алексея. Это был, мягко говоря, рискованный
шаг,
так как Алексей никак не смотрелся на ученика 8-го
класса, а по комплекции больше напоминал борца чем
шахматиста. И вообще - было видно, что парень
взрослый. Но тренер соперников почему то поехал проверять в школу не
"лжеДмитриева",
а Витю Хейфеца, обыгравшего его лучшего
ученика. А Витя учился в выпускном классе. Нам дали одну грамоту за первое место
на всю команду, но история на этом не закончилось. В
июле (через три с лишним месяца после описываемых событий) появилась маленькая
статья в журнале "64-Шахматное
обозрение".
Вот таким образом фрагмент из моей проигранной партии попал в печать! Ну, переврать мою фамилию - дело нехитрое. Букву Ё у нас не печатают, а фамилия Каленов не имеет русского корня. Я бы, на месте корректора, то же поменял бы "А" на "О". Но это была замечательная статья! Ведь я впервые в жизни держал в руках С-О-В-Е-Т-С-К-О-Е периодическое издание, читал его и совершенно твердо знал, что там написана неправда! Дело не в фамилии, а в том, что первое место заняли мы! Ведь мы выиграли тот матч, очков обе команды набрали поровну, а следующим показателем была личная встреча. Всё складывалось одно к одному. В это же время, Дима Борисов которого я привел заниматься в нашу шахматную секцию познакомил меня со своим другом Димой Байковым. Мы жили в одном доме и стали вместе ходить в шахматную секцию. Дима Байков был старше меня на три года и наше знакомство состоялось только благодаря шахматам. Именно от Димы я услышал фразу которая меня сначала очень удивила. Он сказал, что половина информации в программе "Время" - полное враньё. Потом вместе с нами стал ходить в шахматную секцию Максим Мурзин. Страна доживала последний этап ППП (пятилетки пышных похорон). Шел последний год перед перестройкой. Началась школьная реформа... и, сколько же их ещё будет?!... и когда же они наконец закончатся?!... В рамках той "реформы", нас 14-тилетних мальчишек и девчонок заставляли каждую неделю работать по 4 часа после уроков на парфюмерной фабрике "Свобода". Мы стояли у конвейера, заклеивали какие то коробки. Всё это в огромном цеху, среди лязга, грохота и отвратительного букета всевозможных запахов. Денег мы за это не получали. Так советское государство развивало связь школы с производством... Начало процветать мелкое хулиганство - заправить пустые тюбики с надписью "Крем для бритья" в машину заливающую "Крем для ног", потом выловить их из лотка и перенести в то место где пакуют соответствующую продукцию. Сколько же мужиков крыло матом по утрам в ванной Советскую власть!... А может быть и нет! Лично я никогда не пробовал использовать крем для ног вместо крема для бритья. Может быть это неплохо... Потом началось тотальное воровство. Одну девочку-старшеклассницу задержали на проходной при попытки вынести с фабрики 80 штук мыла "Консул". Она под курткой обвязалась этими пачками мыла как матрос Железняк пулеметными лентами... Воровали и учителя... Чем больше я это всё видел, тем больше мне хотелось что бы уроки скорее закончились и можно было бы пойти на шахматы или поиграть во дворе в футбол. А ещё, мы стали с двумя Димами и Максимом просто собираться и устраивать небольшие турниры. Следующий год наша команда играла в Высшей лиге. Так я впервые оказался в Московском Городском Шахматном Клубе в спортивном комплексе "Олимпийский". Из Высшей лиги мы естественно вылетели. В конце 1985 года Юзеф Ананьевич уволился из Свердловского Дома пионеров и перешел работать в Киевский.
В сентябре 1985 года я пришел в свой Дом пионеров, заглянул в комнату где занимался шахматами и увидел совершенно других детей и другого тренера. Это был старый мастер спорта по шахматам Роман Зиновьевич Альтшулер.
Снова не лирическое отступление. Странная штука ИНТЕРНЕТ. Если про своего тренера я не надеялся найти ничего, то про Р. З. Альтшулера (а он был чемпионом СССР по переписке, проводил матчи между экипажами кораблей, часто публиковался в советской шахматной периодике) я надеялся найти побольше информации. Но с первого захода получилось только эта цитата (ссылка)
Шахматный клуб «Буревестник»
Директором клуба тогда работал мастер Р.З. Альтшулер. Он был известным игроком по переписке, несколько позже стал чемпионом СССР. Как и все переписочники, любил показывать свои позиции коллегам. Помню, как он мучил какой-то позицией молодого В. Либерзона |
Роман Зиновьевич предложил мне поиграть с этими ребятами. Это было совершенно не интересно. Борьбы не было и быть не могло. Придя домой, я позвонил Юзефу Ананьевичу и узнал где находится Киевский Дом пионеров. Потом мою маму Роман Зиновьевич просто достал телефонными звонками. Кончилось дело тем, что на фактически требование что бы мальчик приходил в свой районный Дом пионеров мама резонно заметила, что мальчик живет в Кировском, а не в Свердловском районе. Это была чистая правда. Звонки прекратились, а с Романом Зиновьевичем мы будем вместе работать в ЦТ "На Вадковском", но до этого ещё далеко... Мы стали ездить в Киевский Дом пионеров. Я и девушка Ира (моя ровесница). Больше из нашей секции туда ездить никто не стал. Да и выросли все уже. Мы с Ирой были в команде самые младшие, а сейчас нам было уже по пятнадцать лет. Тут мы сделаем путешествие на два года назад так как мне вспомнился еще один забавный момент из моей детской шахматной жизни. Дело в том, что тренер нам подсказывал. В одной из чудом сохранившихся с детства тетрадок, на тыльной стороне обложки, под диктовку тренера было записано:
Чешет нос - надо бить фигуру, трёт правый глаз - надо ходить ладьёй, трёт левый глаз - надо ходить ферзём, кашляет - ходи конем, держится за пуговицу - надо ходить пешкой. По-поводу последнего пункта, кажется Витя Хейфец иронично заметил, что пешек много (гораздо больше чем пуговиц) и лучше, Юзеф Ананьевич, просто чихать, при этом чихать по-разному: А-пчхи, Бэ-пчхи и т. д. до АШ-пчхи... Не шибко сильно эти подсказки помогали, а по-большому счету не помогали вообще... Тому пример - история с Ирой. Играли мы матч нашего первого командного сезона с Зеленоградом (на выезде). Помню, что я очень удивился, что шахматная секция располагалась в обычном доме - в трехкомнатной квартире... Получилось, что тренер ошибся. Он что то не так почесал или покашлял, но Ире, исходя из этого, надо было (причем однозначно) ходить связанной фигурой. Сделать она это никак не могла, так как по шахматным правилам нельзя ставить короля под бой. Ира, естественно, пошла чем то другим, а Витя Хейфец (капитан команды) потом рассказывал, давясь от смеха, как возмущался Юзеф Ананьевич тем, что "Егина хулиганит!
Эх, Данаилов, Данаилов! Как вы неоригинальны (если конечно вся эта модная скандальная история окажется правдой). Впрочем, надо сказать, что это было не ноу-хау Юзефа Ананьевича. Во всяком случае, когда мы играли в Высшей лиге какой то опытный тренер заставил его во время матча ходить только за нашими спинами и кашлять сколько угодно, но только не на свою команду, а на его. Главное, что бы не было визуального контакта.
В Киевском Доме пионеров работал еще один тренер. Его фамилию и имя я не помню совершенно. Когда они с Юзефом Ананьевичем решили выставить общую команду во вторую лигу мне пришлось играть маленький матч из двух партий с лучшим мальчиком из той секции. Играли по 15 минут на партию. Матч закончился со счетом 2:0 и я первый раз в жизни отыграл командный турнир на первой доске. Отыграл очень неплохо - не проиграл, кажется, ни одной партии. Хотя... На одну партию мы с Ирой просто не пришли! Матч был на выезде (где то в Чертаново). Юзеф Ананьевич сказал нам адрес. С тех пор - новые районы меня пугают... Я вырос в Марьиной роще, где все компактно и понятно, а там - пространство! В общем, мы все напутали. Мы метались по "чертановской тундре" и в последний момент, стремясь сократить расстояние до здания которое мы совершенно напрасно считали Домом пионеров, перешли по льду какой то водоем, думая что это овраг. На середине этого путешествия по льду я начал понимать что под нами вода и зачем то стал рассказывать Ире, что Ласкер то же добирался по льду из застрявшего парохода на турнир в Нью-Йорк и ничего... Потом мы просто уехали домой. До эпохи мобильных телефонов было ещё далеко, а мою маму чуть не хватил инфаркт. Дело в том, что Юзеф Ананьевич позвонил ко мне домой и начал свой разговор с фразы: "Случилось несчастье!"...
Ещё из моего шахматного детства мне запомнились два посещения матчей на первенство мира между Карповым и Каспаровым. Первый раз я присутствовал на второй партии матча 1984 года. Куча впечатлений. Колонный зал Дома Союзов. Публика вооружившаяся биноклями как только началась партия. Какой то пожилой старичок, сидевший сзади от меня вообще достал подзорную трубу. Труба была чуть ли не из музея. Подобный прибор я до этого видел только в кино когда смотрел в клубе какой то старый импортный фильм про адмирала Нельсона. Я пошел вместе с отцом так как по возрасту меня не могли туда пустить одного. А мой отец знает о шахматах только то как ходят фигуры что не помешало ему показать мне в четыре года как играть в шахматы и возможно именно поэтому вы сейчас читаете этот текст. Сзади (в двух рядах наискосок от нас) сидела Клара Шагеновна - мама Гарри Каспарова, а к отцу во время партии все время приставал какой то пожилой шахматист сидевший рядом с ним. Он всё время пытался выяснить у папы его мнение о сделанном ходе. Иногда предлагал свои варианты. Папа отделывался общими фразами: "Об этом стоит подумать", "О! это действительно интересно", "Я бы то же так сыграл". Судя потому, что дед так и не отстал от папы до конца игры, он так и не понял, что собеседник вообще не понимает что творится на площадке. А ещё, перед игрой, я взял первый в своей жизни автограф у Василия Васильевича Смыслова. Во второй раз (а это был матч 1985 года) мне вообще дико повезло. Это была 16 партия матча. Эта та самая партия про которую Гарри Каспаров писал: "Такие партии запоминаются надолго, и в первую очередь самому шахматисту, вложившему в реализованный на одном дыхании замысел частицу души. Мне и раньше удавалось осуществлять красивые комбинации, проводить цельные стратегические партии, но ни одна не может сравниться с этой партией по масштабу общего замысла." Мама, работая в Министерстве печати, достала мне очень крутой билет. Я сидел в местах для прессы. Помню как контролер страшно удивился показывая мелкому и щуплому подростку куда ему нужно сесть. Я сначала как всегда все перепутал и пытался пройти в амфитеатр зала Чайковского, а меня отправили вниз на VIP-места. Когда развязка партии была близка, с самого верха, какой то мужик закричал: "Толя! Не поддавайся! А то подумают, что он лучше тебя играет!" Мужика тут же вывели из зала двое крепких парней в серых костюмах... А ещё потом, кажется в 1987 году, мы ходили с Димой Байковым (у него папа - писатель) в Дом Литераторов на встречу с Гарри Каспаровым.
К чёрту хронологию! Всё равно это не художественное произведение, а некий калейдоскоп воспоминаний. Уже будучи тренером, в 1994 году, я, памятуя о том как мне было интересно в детстве смотреть на игру великих шахматистов, я повёл своих учеников на турнир по быстрым шахматам "Кремлевские Звезды" который организовал Гарри Каспаров и всем "юзерам" известная Intel. Полупустой зал Дворца Съездов (я там бывал и не раз на Новогодних ёлках), очень доступные для любого кошелька цены на билеты, и совсем не располагающая к шахматам ситуация в стране где меньше чем год назад расстреливали из танков парламент. Всё же, это было здорово! Я развлекался тем, что показывал своим юным воспитанникам какого-нибудь известного шахматиста, а они бежали брать у него автограф. Тот автограф который лично я взял у В. Смыслова оказался единственным в моей коллекции, так как после этого я прочитал фразу одного великого человека навсегда отбившую у меня охоту собирать всякие подписи. Этот человек (сейчас уже не помню кто именно) оставив мальчишке свой "каракуль", добавил примерно следующее: "Не занимайтесь ерундой, молодой человек! Лучше потратьте это время на то, чтобы ваша роспись стала достоянием чей то коллекции!" Так или иначе, но мне было весело, а детям интересно! Правда, чуть не вышел казус, так как мой ученик Женя обозвал Найджела Шорта сволочью! А дело было так. Великие вели себя очень демократично и, поскольку на сцене всегда игралась только одна партия, в зале часто можно было увидеть выдающихся шахматистов. Виши Ананд с большой группой своих поклонниц решил прямо в зале сфотографироваться. Снимал их на совершенно обычную "мыльницу" Найджел Шорт. Подходит мой Женя (а всё это происходит буквально в нескольких рядах от меня) и на школьном английском очень вежливо просит дать автограф. Шорт, целясь аппаратом в группу индийских девиц во главе с Анандом, сказал мальчику (насколько понял настоящий английский Шорта другой мой ученик стоявший рядом с Женей) примерно следующее: "Мальчик, сейчас я сфотографирую своего друга, а потом подпишусь." Однако, Женя, по-видимому, воспринял эту фразу как отказ. Разворачиваясь и уходя, двенадцатилетний мальчишка произнес фразу: " Вот Шорт - сволочь! Даже автограф не дал! Мне сразу вспомнилось из Владимира Высоцкого - "Из кустов назвал волка сволочью..." Шорт - или не знал русского языка - что скорее всего - или повел себя как настоящий джентльмен...
Однако, вернёмся в 1986 год. Киевский Дом пионеров очень памятен мне ещё по одной причине. Располагался он во дворах, недалеко от Кутузовского проспекта, в стороне от Триумфальной Арки (До сих пор "балдею" от многих идей реализованных Советской Властью. Это же надо было перетащить сюда довольно немаленькое сооружение от Белорусского вокзала!) Одним из дней, я шел в этот Дом Пионеров и метрах в двухсот от этой самой арки вдруг задумался о том - в какой мне поступать институт и чем заниматься во взрослой жизни. Я не знаю как это получилось, но именно там я решил что хочу работать с детьми. Ни сном, ни духом шахматы здесь не фигурировали. Мыслилось мне, что я буду школьным учителем. Потом Дима Байков спросил меня - почему я не хочу поступать в ГЦОЛИФК на шахматы - если они мне так нравятся? Но я сказал что шахматы это игра, а я хочу более серьёзное образование. Да и кто бы меня взял в ГЦОЛИФК? Ни по шахматной силе, ни по физкультуре я туда не подходил. Единственным видом спорта где я себя хорошо ощущал был футбол, да и то только потому, что я с семи лет играл в него почти каждый день, а летом вообще по два раза. Не было у нас компьютеров и игровых приставок! А потому росло мое поколение на свежем воздухе (на дачах и в пионерских лагерях) и не очень свежем (в московских дворах), а дома сидели только в совсем плохую погоду или когда нас таким образом за что то наказывали. Юзеф Ананьевич проработал в Киевском Доме пионеров всего год. И с сентября 1986 года в смысле шахмат я оказался предоставлен сам - себе. В свой последний год занятий шахматами у Юзефа Ананьевича мне было не слишком интересно играть с ребятами из новой секции, так как я был самым сильным. Поэтому, мы с Ирой ездили туда довольно редко. На тот момент у меня был второй разряд по шахматам. В секции Дома пионеров было невозможно выполнить первый разряд, поэтому осенью 1985 года я записался в Московский Городской Шахматный Клуб находившийся в спортивном комплексе "Олимпийский". Не думайте, что это ностальгия или, что я чем то восхищаюсь или наоборот глумлюсь, но такое трудно сейчас себе представить. Сидят вполне работоспособного возраста мужики и по вечерам играют в квалификационном турнире на первый, второй, третий и ЧЕТВЁРТЫЙ(!!!!!) разряд. С часами, с записью партии, с судьёй! Детей там играло очень немного. Я отыграл три турнира подряд в течение трёх-четырёх месяцев. С третьего раза, набрав 8 из 10, я, наконец, стал перворазрядником. Рейтинговая система присвоения разрядов применяемая сейчас в Москве (со всеми своими достоинствами и недостатками) лишила детей того кайфа какой довелось ощутить мне когда закончилась последняя партия этого турнира. Мне нужна была ничья, а удалось выиграть! Я шёл по вечерней Москве и всё время смотрел на звёздное небо. Особенно на одну очень яркую звездочку и мне казалось, что в этот вечер она светит только для меня. В этот момент ко мне подошли два тинэйджера где то моего возраста и один из них довольно по - хамски спросил: "Пацан, ты металл уважаешь?" Какой? Никель или цинк? - спокойно поинтересовался я вопросом на вопрос. "Псих!" - сказал первый, "Ботаник!" - сказал второй. И мы разошлись как в море корабли. Странно, что не подрались. Впрочем, лучший бой это тот который не состоялся... Через шесть с половиной лет напротив того самого места я буду стрелять из газового оружия в рэкетира (первый и надеюсь последний случай в моей жизни когда я применял оружие против человека и рисковал как минимум здоровьем из-за шмоток и денег). Многое, очень многое ещё будет в моей жизни связано с МГШК в "Олимпийском", но об этом позже... Поиграл я ещё в Центральном Шахматном Клубе, сыграл в 1/8 финала чемпионата Москвы и кончилось на этом моё шахматное детство. Я заканчивал десятый (в то время выпускной класс), пора было думать о поступлении в институт и шахматы отошли на второй план. Чем больше я пишу обо всём этом- тем больше вхожу во вкус. Не знаю - насколько это интересно, но сейчас передо мной встаёт одна проблема. Дальше мне придётся описывать события связанные с совершенно реальными и работающими сейчас в шахматах людьми. Хочется, очень мне хочется показать, как и почему маленький мальчик с восхищением смотрящий на волшебный мир шахматных фигурок станет совсем другим (уставшим и разуверившимся во взрослых людях человеком, находящий себе отдушину только в том, что есть на свете место куда он может придти и придут к нему дети которым он нужен). А потом дети будут вырастать и приходить другие. Взрослеть на его глазах. И так из года в год... Так и хочется, чтобы никого не обидеть, начать писать дальше как придуманный рассказ, начав с фразы о том, что все герои вымышлены...
Как я стал тренером по шахматам.
В этой части шахмат будет очень мало, но она важна для понимания того, как и почему получилось так, что я стал тренером. Закончив школу с четырьмя четверками (остальные - пятерки), я без особых проблем поступил на математический факультет Московского Государственного Педагогического Института имени В. И. Ленина. Многие люди (как я потом выяснил) на полном серьёзе считали, что в педагогических вузах учеба - полная халява! Знай, повторяй отдельный предмет из школьной программы и слушай всякие лекции по педагогике, психологии и Истории КПСС (куда без неё?!). На самом деле, как раз всего вышеперечисленного у нас было меньше всего, а основными предметами были математический анализ, алгебра и геометрия. И это была высшая математика (в школе это не изучают). Учёба занимала очень много времени и про шахматы я почти не вспоминал. Первую свою сессию я сдал почти на отлично (с одной четверкой) и это было в последний раз...
7 февраля 1988 года мне исполнилось 18 лет. То, что я буду писать дальше покажется абсолютной дикостью и глупостью для подавляющего числа читателей младше 30 лет, но это чистая правда. В те времена (19 лет назад) обучение в дневном ВУЗе не являлось поводом не идти в 18 лет в армию. В Москве, "бронь" имели только три или четыре ВУЗа. Связано это было с тем, что государство переживало так называемое "второе эхо войны". Во время Великой Отечественной рождаемость в стране по понятным причинам была очень низкой, а я относился к поколению детей родившихся у тех кто был рождён во время войны. Правда, мои родители родились до войны, но я появился у них когда им было по 33 года, поэтому в среднем, всё получилось как надо. Пятимиллионная Советская Армия испытывала из-за этой демографической ямы недостаток в призывниках, поэтому все здоровые парни должны были служить. Как это ни странно, но я хотел пойти в армию. На медкомиссиии в военкомате, у меня обнаружили очень распространённое подростковое заболевание, нужна была очень простая операция ( как аппендицит), но когда я поехал в больницу то оказалось, что там на эту операцию очередь чуть ли не на три месяца уже занята. Будущего людям знать не дано, да и не надо! Всё что мне нужно было тогда делать что бы не пойти в армию - это просто не делать ничего, а спокойно ждать эту трехмесячную очередь. Сначала, я просто пропустил бы по здоровью весенний призыв, в осенний меня бы не взяли, так как дали бы закончить второй курс, а летом 1989 года в стране произойдут такие изменения! Но об этом позже... Но я хотел! Я поехал на приём к военкому, объяснил ему проблему и через два часа меня приняли в больнице у которой была прямая связь с военкоматом. Домой я не вернулся, а операцию мне сделали прямо на следующий день! Компания в палате урологии была просто потрясающая: старый дедушка (одной ногой уже в лучшем мире), инженер, мент, бывший зэк, и пятнадцатилетний подросток Валя. Некоторые имена буду сознательно изменять. С Валей мы играли в шахматы, но он играл очень слабо. Валя лежал то же от военкомата (ему выдавали приписное удостоверение), а у него до 12 лет были проблемы ночью в постели. Три года уже у Вали было всё в порядке, но энурез такое заболевание с которым в армию не брали никогда. В его случае, военкомату надо было проверить болен он всё-таки или нет. Бывший зэк как то посоветовал Вале: "Что ты паришься, пацан? Да надуй им в кровать. Одну ночку полежишь в дерьме, а в этот обезьянник на два года не попадёшь! Это вот он, дурачёк, туда хочет (это про меня), а тебе то зачем?" Валя, похоже, был таким же правильным как и я, и "добрым советом" не воспользовался. Трое суток после операции я всё время боялся, что у меня разойдется ночью шов. Дело в том, что мент с бывшим зэком совершенно скорефанились и половину ночи травили друг-другу байки из своей жизни. Смеяться было больно, а не смеяться невозможно... Кое-что помню до сих пор, но писать здесь воздержусь... Утром, в один из приходов ко мне моей мамы, бывший зэк заваривал себя "чай". В литровую стеклянную банку с водой вскипяченной кипятильником он вбухал здоровую пачку индийского чая - ту самую на которой нарисован слон. Мама поинтересовалась - не крепка ли заварка? "Да, пожалуй, не очень!" - с некоторым раздражением ответил собеседник. Выписываясь из больницы, я подарил Вале свой учебник по шахматам Эммануила Ласкера, так как он заинтересовался игрой и хотелось чем то помочь. Дорога в армию была открыта. Учёба пошла наперекосяк. Сессию я сдал только потому, что ниже тройки мне преподаватели не ставили зная, что у меня уже есть повестка в военкомат "с вещами". 30 июня 1988 года я ушёл служить в армию.
Армия практически кардинально меняет любого человека. Я не исключение. Да и как может быть по-другому, если всего месяц назад ты сдавал сессию в институте, а через каких то 30 дней стоишь ночью в местном отделении государственного банка с АКС-74У, двумя рожками патронов и приказом немедленно открывать огонь если кто то будет явным образом ломится в единственную деревянную и совершенно непрочную дверь с обычным круглым стёклышком вместо "глазка". В этом узком и коротком коридоре, оставаясь один на один с самим собой и настоящим боевым оружием, становишься другим человеком. Не вижу смысла писать про дедовщину, многочисленные армейские идиотизмы и тому подобные вещи. Ей Богу, ничего нового в эти темы привнести не смогу. Перед отправкой после учебки в боевую часть, военная медицина чуть-чуть не сделала меня инвалидом. Из-за хронического отсутствия в казарме горячей воды многие солдаты переболели пиодермитом. Это когда ноги покрываются здоровенными прыщами ... до самой спины. Я был не исключением. Лекарств от этой заразы в госпитале было всего два: в задницу - пинецилин (4 раза в день), в вену хлористый кальций. В один из сеансов, молодая сестричка промахнулась мне мимо вены и засадила полтора кубика хлористого кальция прямо под кожу. Я почувствовал сначала лёгкое жжение, а потом уже, придя в палату, довольно сильную боль. Ничего не понимая, пошёл к капитану - заведующему отделения. Он посмотрел на мою руку, потом вызвал ту сестричку и... Такого отборного русского мата я больше не слышал никогда в жизни! Единственно цензурная фраза которая проскочила в его речи была такая: "Дура! Ещё полкубика и руку пришлось бы резать! В общем, сначала мне лечили ноги, а потом начали лечить руку. И этот процесс занял гораздо больше времени. На всю жизнь остался большой круглый шрам. После армии, в мужской раздевалке перед занятием физкультурой какой то первокурсник задал мне вопрос - что это?Я неудачно пошутил сказав - "Пулевое ранение". Потом, увидев совершенно обалдевший взгляд полный уважения, я улыбнулся и рассказал что это такое на самом деле. Потом была служба в боевой части в штабе полка. Исходя из специфики моего произведения надо рассказать про шахматы. Странным образом я ухитрился за год с небольшим службы сыграть полноценную партию в шахматы по переписке. В журнале "64 Шахматное обозрение" в то время существовал раздел "Читатель предлагает сыграть По-переписке". Я сыграл с парнишкой из Прибалтики по фамилии Мищенко следующую коротенькую партию. Если, вдруг, кто то это соберётся разбирать, то имейте в виду, что я всё это играл без доски - просто рисуя диаграмму после присланного хода на обычном тетрадном листе.
Калёнов-Мищенко (по переписке, 1988-1989 год)
1. e4 c5 2. f4 g6 3. Kf3 Cg7 4. Kc3 d6 5. b3 (самый идиотский ход в партии) Kf6 6. Cc4 О-О 7. e5 Kh5 8. Ke2 d5 9. Cd3 f6 10. h3 fe 11.f3 Лf3 12.gf Ce5 13.c3 e6 14. Фc2 Фh4+ 15. Kpd1 Фf2 16. Cg6 Kf4 17. Ch7+ Kph8 18.d4 Фf3 19.Cf4 Фh1+ 20.Kpd2 Cf4+ 21. Kf4 Фh2+ 22.Ke2 Фh3 23. Фg6 (1:0)
А еще я очень с большой теплотой вспоминаю одного офицера. Звали его Валера. Был он капитаном и очень технически (да и вообще по жизни) толковым мужиком. В то время ещё не было компьютеров в современном понимании этого слова. Так вот, Валера (по журналу) спаял материнскую плату и сделал полноценный бытовой персональный компьютер который в виде монитора использовал обычный телевизор, а для загрузки информации кассетный магнитофон. Такая техника, в дальнейшем, будет продаваться в магазинах, но это всё впереди. Я был страшно удивлен, что при этом, Валера не знал ни одного языка программирования, а я знал только самый примитивный BASIC. Дошло до того, что я написал небольшую программу которая складывала временные интервалы (складывать время для человека гораздо сложнее так как люди привыкли к десятичной, а не к 60-теричной системе счисления). По этой программе можно было легко определять укладывается полк в нормативы по разворачиванию ракетного комплекса или нет. Константы используемые в программе были совершенно секретные и поэтому кассета на которой она была записана получила свой инвентарный номер и соответствующий штамп. Один раз Валера взял меня (рядового) на боевое дежурство в Главный зал. Я провел целую ночь в том месте откуда могла начаться реальная ядерная война которой мое поколение пугали с детсадовского возраста. Вспомнив страшилки из зарубежной и советской фантастики про пьяного американского сержанта нажимающего на КНОПКУ, а так же многочисленные анекдоты на ту же тему, я попросил мне это показать. Кнопка оказалась - так себе! Во-первых не красная, а белая с надписью ПУСК! Находилась она под стеклом, но даже если его разбить и нажать эту кнопку - то ничего бы ровным счетом не произошло. "Защит от дурака" в таком важном деле - более чем достаточно. Какие они? Это военная тайна, а всё что писали по этому поводу фантасты - полная брехня! Для записи программ компьютер сделанный Валерой, как я уже писал, использовал обыкновенные магнитофонные кассеты. На них была записана разная музыка. Так, в армии, к обожаемому мной Владимиру Высоцкому (я с детства слушал его сначала на катушках, так как его песни очень нравились моей маме, а потом, в 16 лет, я переписал у своих знакомых целых 10 кассет практически со всеми его песнями) добавился ещё один автор - Владимир Асмолов. Особенно запала в душу вот эта песня.
Уходящему в ночь.
|
Мой дембель наступил внезапно. Из армии меня уволил не министр обороны, а М. С. Горбачев! На первом съезде народных депутатов проходившем летом 1989 года было принято решение до 1 октября 1989 года уволить в запас из Вооруженных Сил СССР всех студентов дневных ВУЗов. 11-го сентября, отслужив год и три месяца, я поехал домой. Тот день я буду помнить до самой смерти. Итак, был незабываемый для меня день (11 сентября 1989 года) мой дембель из Советской Армии. Поскольку я служил в штабе, то оформлял лично все военники дембелям, включая свой. Нас должны были отправить в город вечером в 18.00 на автобусе, но у меня уже в 2 часа дня всё было готово и я подумал, что с такими документами просто грешно оставаться ещё 4 часы в этом (выражаться не буду). Я просто одел парадку и вышел через КПП, но Бог меня за наглость наказал – последний автобус на город Коростень ушёл перед моим носом, а следующий мог быть только через два часа. Я стал голосовать и к своему удивлению остановил автомашину марки Москвич-ИЖ (Каблук) в которой сидело два здоровых украинских мужика. Они предложили мне в Каблуке место в самом его чреве с деревянным ящиком в качестве сиденья. И вот когда мы тронулись я запел. Знаете, что я пел? Я пел песню про ГОЛУБОЙ ВАГОН! Почему? Сам не знаю. Когда меня довезли до города, я предложил мужикам деньги (очень не хило по тем временам – 10 рублей), но они отказались, убив меня на повал фразой: ”Ты же Родину защищал!” А вот родная Москва встретила уже как надо! На Киевском вокзале, прямо после того как я вышел из вагона, подлетевший таксист предложил мне свои услуги за 25 рублей. Я его просто послал... Да и не было у меня таких денег! Ехать до дома мне было три остановки на метро. Но это был знак! Если бы я писал это как художественное произведение - такую ситуацию просто необходимо было придумать. Страна начала из одной крайности впадать в другую, где деньги стали мерилом всего! В этой крайности она до сих пор и пребывает...
Первый раз я пришел в свой институт в военной форме. Все вещи в которых я ходил на гражданке (до армии) на меня просто не налезали. Я сидел на лекции и тупо смотрел на доску как "баран на новые ворота". Было уже 15 сентября, люди начали проходить программу второго курса, а я забыл всё что было на первом. Странным образом, весь период моей жизни с сентября 1989 года по май 1990 не оставил ни одного более-менее яркого воспоминания. Я пытался учиться в институте, даже кое-как сдал зимнюю сессию! Весеннюю я уже сдать не смог. Я плюнул на всё, пошел в деканат и добился повторного курса. В дальнейшем, я испытаю все способы "борьбы против института" - я возьму академический отпуск, отчислюсь и восстановлюсь, потом отчислюсь окончательно, переведусь в заочный институт и быстро и благополучно закончу его в 1997 году, то есть через 10 лет с того момента как я начал получать высшее образование! Ещё одной причиной ухода на повторный курс была практика. На втором курсе педагогического ВУЗа студенты должны были два месяца отработать вожатыми в пионерском лагере. На тот момент времени мне этого совершенно не хотелось! Во-первых, все мои летние каникулы с самого раннего детства прошли на даче в Подмосковье. Там у меня было очень много друзей которых я уже не видел практически два года. Во-вторых, я сам никогда в пионерских лагерях не был, да и не слишком хотел, так как на даче была свобода, а в лагере досуг был организованный! Свобода мне нравилась больше...
Здесь надо сделать одно отступление в детство. Как я уже писал, все мои летние каникулы проходили летом на даче. Дачный поселок "ВАСХНИЛ" (от академии сельскохозяйственных наук) состоял всего из 60 участков. Так получилось, что я рос в поколении детей где по возрасту был самым старшим, у меня был только один ровесник, а все остальные ребята были младше на год, на два, на три и т. д. Мы знали друг-друга с самого раннего детства и жили, дружили и играли практически без серьезных конфликтов. Во всяком случае, я лично не помню ни одного случая чтобы кто то с кем то более-менее серьёзно подрался, хотя в компании были практически одни мальчишки. Девочек нашего возраста было просто очень мало (по какому то непостижимому замыслу тех сил о которых нам знать не дано с 1967 по 1976 год женское население поселка рожало практически только пацанов - не иначе как готовилось к войне!) А, собственно, последний пассаж не так уж и далек от истины. Прогуляйтесь по любому кладбищу и внимательно почитайте даты на надгробиях. Если нашу цивилизацию когда то раскопают, то археологи будущего будут абсолютно уверены, что в начале 90-х годов в этой стране была война! Наркомания, бандитские разборки, горячие точки, до этого Афганистан, после Чечня... В общем, весело вступало во взрослую жизнь поколение, детство которого по утопическим прожектам Н. С. Хрущева должно было проходить при коммунизме...
Я придумал новый и совершенно классный способ проведения досуга для всей этой подросшей компании. Мы стали снимать любительские фильмы. Моя мама снимала все мое детство на узкопленочную любительскую камеру Экран-4. Теперь, эта камера была извлечена из пыльного шкафа и у нее началась вторая жизнь! Фильмы, естественно, были без звука, большая часть - черно-белые (цветная кинопленка стоили в полтора раза дороже). Проявляли мы ее сами, сами монтировали фильмы, сами придумывали сюжеты. Но это всё отдельная история... Осенью я пошел в институт, а сессия у меня уже была сдана (повторный курс). Памятуя о том, что через год будет практика в пионерском лагере, я решил "откосить" от этого мероприятия. В один из осенних дней, в начале ноября, я пошел искать какой-нибудь Дом пионеров, где летом есть городской пионерский лагерь. Итак, мы почти у цели. Через неделю я стану...
Не смейтесь, хотя мне самому сейчас смешно! Я стал руководителем кружка "Любительская Киностудия" в Доме Пионеров Свердловского района города Москвы где я занимался шахматами у Юзефа Ананьевича Михайловича. А дело было так. Я зашел в свой родной Дом Пионеров и меня отправили к завучу Юлии Марковне (сейчас она директор). Я поинтересовался о наличии у них городского пионерского лагеря в летние каникулы. Ответ был утвердительный, но оказалось чтобы работать там вожатым надо вести какой-нибудь кружок. Об этом нюансе я не подозревал когда разрабатывал схему "откоса" от летней практики. Изначально, схема выглядела просто гениально! Городские лагеря никогда не бывают столь продолжительными как обычные, к тому же, туда можно просто ходить как на работу с 9 до 18, а в субботу и воскресенье детей вообще забирают домой. Ну а справку и характеристику для института выдают какую надо... Подумав о том, что сессия у меня сдана и совершенно не подумав, что это отнюдь не последняя сессия в моей жизни, я согласился... Юлия Марковна (совершенно логично) поинтересовалась - что я умею делать? Этот вопрос на короткое мгновение поставил меня в тупик. А и правда - что? Играть на фортепиано? Да умею, но школу музыкальную не заканчивал - ко мне просто все мои детские годы приходил домой преподаватель Вадим Никсович, но подписаться под то, что я кого то этому буду учить было полным безумием! Ещё азбуку Морзе знаю (это после армии), но это не то..., на гитаре недавно научился играть на трёх блатных аккордах и песни пишу? (здесь это уж совсем не в тему), как то само собой вырвалось насчёт любительского кино. И это было стопроцентное попадание в цель! Что называется - в яблочко! Во-первых, в Доме пионеров была кое-какая аппаратура по этому профилю, а во вторых такого у них ещё не было. Только в самом конце разговора я вспомнил, что у меня первый разряд по шахматам. Это не вызвало никакого энтузиазма со стороны Юлии Марковны, так как у них после Юзефа Ананьевича работал сначала Роман Зиновьевич Альтшулер, потом и он уволился, а следующий тренер вообще дискредитировал шахматы и шахматистов перед руководством данной организации, думаю, что по очень распространенной причине о которой любой шахматный тренер прекрасно знает, а родители юных шахматистов (если даже они ещё не сталкивались с этой распространенной и простительной в нашей стране"слабостью" многих шахматистов, и не только шахматистов, могут и сами догадаться) а посему я об этом лучше умолчу... Впрочем, и только лишь потому, что надо было набрать минимум двенадцать часов учебной нагрузки в неделю, я получил в Доме пионеров ещё одну группу по шахматам на базе школы находящейся около кинотеатра "Прага". Так что в начале этого абзаца автор несколько слукавил написав про шахматы в самом конце...
Несколько слов о кино отнюдь не повредит... Всё получилось спонтанно... А мне надо было учить детей снимать фильмы?! Я этим сам занимался под "хи-хи", на даче, и всего три месяца... Думаю, что читатель поймет весь идиотизм создавшейся ситуации! Меня спасло два фактора. Во-первых, мой папа всю жизнь питавший любовь к художественной самодеятельности познакомил меня с Николаем Бугаковым (руководителем настоящей, а не липовой любительской киностудии в ДК "Правда"), во-вторых, мои дачные друзья настолько прониклись идеей кинолюбительства, что решили этим заниматься не только летом. Кстати, если вдруг среди читающих окажутся продвинутые знатоки отечественной рок-музыки, то им будет небезынтересно узнать, что во всем этом творческом проекте принимали самое активное участие солист и барабанщик группы MENTAL HOME Сергей и Игорь Дмитриевы (ссылка) Правда, в то время до создания этой группы было ещё очень далеко, но ребята уже играли, причем играли в стиле панк-рок! Вершиной нашего "творческого хамства" стало участие в конкурсе любительских фильмов "Дебют" который проводился в МГКЛК (Московский Городской Клуб-Лаборатория Кинолюбителей). В фильме были одни "драки" и "ужасы". А вы как думали? Неужели полагали, что компания ребят от 14 до 17 лет в конце 80-х годов должна было снимать что то другое?! Да это же была эпоха появления видео-фильмов! С художественной точки зрения - фильм конечно был г..., но в жюри нашелся один режиссер который отметил, что был добавлен очень свежий нюанс в трактовку темы СМЕРТИ С КОСОЙ (нюанс состоял в том, что лезвие косы во время съёмок облили керосином и коса горела!), а еще он просто приперся от постановки драк, наивно предположив, что среди нас есть профессиональный каратист. А в нашей тусовке был только один дзюдоист-недоучка (хотя и вице чемпион МГПИ им. Ленина, так как в моей весовой категории в этом, на 90 процентов женском учебном заведении, было всего три человека. Один из них, на момент проведения чемпионата, был такой же начинающий как и я - он был бронзовым призёром...). Хотите смейтесь, хотите нет - а три диплома с дальнейших конкурсов до сих пор хранятся у меня в соответствующей папке. С шахматами в школе было не так интересно. Детей ходило мало... Так прошел учебный год, закончился второй курс института, пролетело лето и начался сентябрь 1991 года. Не помню почему так получилось, но руководство Дома пионеров только что переименованного в ЦТДМ (Центр Творчества Детей и Молодежи) решило попробовать возобновить секцию шахмат не в школе, а на базе самого Центра. Вот, собственно, именно с этого момента началась история той секции на сайте которой Вы сейчас находитесь читая этот текст.
Итак, в один из сентябрьских дней, я вошел в класс и начал учить детей играть в шахматы. Заниматься в Центр пришло гораздо больше детей, чем ко мне ходило в школьный кружок. Были они разного возраста: от восьмилеток Тимура Азизова и Ромы Воробьёва до тринадцатилетних Коли Громова и Махара Кантемирова. А ещё были взрослые - мой друг Дима с которым я познакомился в институте когда перешел на повторный курс, Витя из нашего института, но с другого факультета и дедушка Тимура - Алексей Ильич. Я ещё ничего как тренер не умел. Единственно, что я сразу понял, что надо обязательно разбирать партии (так с нами занимался Юзеф Ананьевич). За первые месяцы моей работы тренером по шахматам произошло много событий. Распался СССР, с 1-го января были отпущены на свободу цены, а ещё мы вместе с другом Димой не сдали сессию и оба взяли академический отпуск... Потом, я позвонил во Дворец на Ленинских горах (ныне Воробьёвых) и узнал про ближайшее совещание тренеров по-поводу командного чемпионата Москвы. Заседание проходило в переулке Стопани, а председателем детской шахматной комиссии был Юрий Петрович Гельман. В тот год во второй лиге играло всего 8 команд. Первый матч мои ребята благополучно проиграли 0:10. На второй матч (даже помню, что мы играли с командой Олега Николаевича Закаурцева) моих ребят на игру повез Дима, так как Александр Владимирович в это же время поехал со своей киношной тусовкой на очередной фестиваль любительских фильмов в МГКЛК. Результат был такой же (0:10). Первые очки моя команда заработает только в третьем туре, а первый официальный матч выиграет только через два года. В последнем туре мы играли матч дома. Команда в очередной раз пропирала, а я спокойно играл в коридоре в настольный теннис. Но, кое что уже начало во мне совсем незаметно меняться. Никогда и ни в чём мне не удавалось прилагать к достижению какой то цели сверхусилия. Это получится только в командных шахматных соревнованиях, но пока до этого было ещё очень далеко...
В середине апреля 1992 моя команда выиграла первый матч. Правда, это был товарищеский матч с Останкино и играл у Олега Николаевича Закаурцева не самый основной состав. Матч проводился по довольно оригинальному регламенту (на 9 досках, первая партия с контролем 50 минут на игру, вторая блиц). Мои дети выиграли 9,5:8,5 Причём всё решилось в самой последней партии на последней доске где наш Мартин Гдлян срубил сопернику флаг. Эта победа возымела неожиданное последствие... Дело в том, что моим детям за выигрыш этого матча подарили ... настольный хоккей! Я разрешал им играть в конце занятий, а если кто то ещё играл серьёзную партию - отправлял "хоккеистов" проводить свои игры в коридор. Потом, дети хоккей естественно сломали. Мне их стало жалко, я поехал в Детский Мир и купил такой же... Правда, у хоккея был достойный конкурент - шахматный компьютер! Признаюсь, я с самого начала был неравнодушен ко всему, что связано с вычислительной техникой. Помню, на первом курсе, на свою первую стипендию, я купил программируемый калькулятор. К моменту описываемых событий, у меня дома стоял бытовой компьютер "Партнер". Уникальный агрегат подключался к Черно-белому телевизору, не имел графики (какая к черту графика, если размер "пиксела" у него был ... ну вы мне все - равно не поверите!) Однако, на нем можно было писать вычислительные программы и даже были игрушки. В шахматы это чудо техники то же играло (вы бы видели фигуры!) Уровень был страшно низкий. В одной из секций где мы играли матч я увидел шахматный компьютер "Электронику". Я понял, что мне это обязательно надо. Компьютер был куплен и, как это не удивительно, "жив" и работает до сих пор! На игру с "умной машинкой" буквально вставала очередь! Электроника уже играла сильнее. Как то, смеха ради, я дома свел её с "Партнером". За ход до мата, "персоналка" высветила на экране, что на доске пат и партия закончилась вничью. Меня очень развеселило как один робот надурил другого...
C деньгами в начавшуюся эпоху шоковой терапии было не слишком здорово. Я подрабатывал фотографируя для одной институтской малотиражки , несколько раз ходил снимать школьные классы. Один раз меня пригласили снимать на видео-камеру приём экзаменов в школе по каратэ. Сэнсей Валера был действительно крут. Он разбивал два кирпича не ребром ладони (это было элементарно), а проникающим ударом - просто кулаком сверху. Имел он чёрный пояс и второй дан, а карате начал заниматься ещё в подвалах когда это боевое искусство в нашей стране было полузапрещено. В шутку, а может и в серьёз, иногда говорят, что шахматы это интеллектуальной бокс или интеллектуальное каратэ. Может быть такое определение и имеет право на существование, но есть один момент который меня во всем этом сильно смущает. Понимаете, каратэ было для Валеры не спортом, а образом жизни. Он сам так говорил и это была чистая правда. Когда мы проводили съёмку, он, заходя в собственный зал, всегда кланялся и это была не рисовка, а просто ритуал. Это происходило даже тогда когда кроме меня в зале никого не было... Через много лет, один московский шахматный тренер будет в захлёб рассказывать мне про другого шахматного специалиста который в эпоху СССР уже работал на самоокупаемости. Дети того тренера с самого начала занятий записывали кучу определений в тетрадки. "Шахматная доска - квадрат разделенный на 64 клетки черного и белого цветов, и т. д., потом они сдавали настоящий экзамен по этим определениям. В классе всегда было все в порядке с оформлением стендов, а балдевшие от такого научного подхода родители охотно несли учителю шахмат денежки. Слушал я всё это, а про себя представлял неизвестного мне учителя Валеры. И виделся мне подвал в одном из московских домов, приходящие подростки с засаленными трешниками в руках... Деньги фигурировали и в том и в другой истории, но здесь я видел результат. Я видел человека которому совершенно не надо было рисоваться и пускать в глаза пыль. Он просто был мастером... И тот неизвестный мне и придуманный сэнсей из подвала выглядел как то привлекательнее учителя шахмат... И у Валеры секция была платной, но отсеивал он оттуда пацанов (а ведь их родители платили деньги!) просто и жестко. Первые два три месяца почти все занятия они у него бегали, подтягивались и отжимались. А когда уходили все те кто пришел заниматься карате только насмотревшись фильмов, не желавших трудиться до седьмого пота, он начинал действительно учить своему искусству тех кто прошел этот отбор... Есть у меня ещё один знакомый - сэнсей по кикбоксингу (очень известный в своём виде спорта). Так он даже денег за занятия не берет (только за аренду зала). Чем живет? - не мое дело - я не любопытен. Только что же мне так везет на знакомства с каратистами и так не везёт с шахматистами? Не так уж много я видел среди шахматных педагогов людей с моральными ценностями вышеописанных тренеров по восточным единоборствам! Однако, пора вернуться в 1992 год.
В сентябре пришли новые дети. У меня появилось уже две группы, что было совсем приятно, так это то, что остались почти все кто играл за команду в прошлом году. Тогда, некоторые "опытные" тренеры мне говорили, что я напрасно выставил в соревнование начинающих детей, надо было сначала научить их играть... Чушь это всё! Где все эти советчики сейчас, когда мы не опускаемся ниже второго места на протяжении фактически семи лет подряд? К слову сказать, наши предки то же были отнюдь не идиотами когда учили в деревнях плавать просто выбрасывая из лодки в воду... И ничего, никто не тонул... А сейчас, за "бабки", в подогреваемом бассейне, опытные инструкторы с высшим физкультурным образованием, по самым продвинутым методикам на которых куча людей стало обладателями ученых степеней порой тратят месяцы чтобы научить плавать какого-нибудь ребёнка, а он не плывёт - ну хоть ты тресни... Осенью, два моих мальчика - Тимур и Алёша играли в финале чемпионата Москвы до 10 лет. Проходило это мероприятие в ЦШК (да, было и такое...). Сыграли они неплохо набрав по 4,5 из 9. В один из дней, мы сидели в холле ожидая начало тура, а мимо прошел Михаил Моисеевич Ботвинник. Первый и последний раз в жизни я видел шахматную легенду. Когда он прошёл я, почему то очень тихо, сказал мальчишкам кто это был. Дети усиливались, но на результате команды это сильно не отразилось. Мы заняли 15 место из 16 (по какому то странному случаю количество команд играющих во второй лиге за год просто удвоилось). К концу учебного года (это уже 1993) произошло несколько событий. Во-первых, я решил покончить с кино в рамках работы в Центре Творчества. Причина была очень проста. Были уже видео-камеры, но стоили они очень прилично. Снимать на узкопленочную технику становилось просто очень накладно из-за стоимости кинопленки и совершенно архаично с точки зрения технического прогресса, чтобы продолжать всем этим заниматься серьёзно надо было проинвестировать весь проект где то в размере 2000 долларов. Таких денег у ЦТДМ не было... Ещё одним событием было то, что руководство Центра меня в первый (и к сожалению не в последний) раз серьёзно обидело. Последние три месяца учебного года нас пересилили в очень маленький кабинет. Представьте себе школьный класс по физике с лаборантской комнатой. Так вот, мы, можно сказать, занимались в лаборантской... Детей ходило много, как мы размещались в этой "коммуналке" я себе сейчас представляю с большим трудом... Особенно в мае. Обычно в это время количество занимающихся детей серьёзно уменьшается (солнышко и улица зовут). Но как то шляясь по Марьинскому универмагу, я увидел в одном из отделов шахматные значки. Кажется их выпускали в городе Шахты. Это был набор из шести маленьких металлических значков с шахматными фигурами от пешки до короля. Цена этого изделия была просто смехотворно низкой. Ещё не понимая зачем мне это, я купил штук тридцать этих комплектов. Продавщица посмотрела на меня так же как торговец сукном на капитана Грея, когда тот назвал ему метраж красной материи необходимой для алых парусов на свой корабль). Весь май я устраивал блиц турниры где эти значки были в качестве призов. За первое место - король, за шестое - пешка. Дети ходили со значками как ветераны войны с медалями, а самые сильные к концу учебного года уже стали вызывать ассоциации с Л. И. Брежневым.
Истинно говорят в народе: "Что Бог не делает - всё к лучшему!" В начале нового учебного года (помня про "прикол" руководства с кабинетом), я пошел в Дворец Детского творчества на Миусах и устроился на вторую работу. Помню, что перед тем как туда зайти (а я уже позвонил и меня ждали) я минут пятнадцать сидел в сквере около этого здания и курил. Размышлял я о том - правильно делаю или нет? И вспоминал тот день когда я отправился к начальнику военкомата чтобы добиться операции и, не вернувшись домой, оказался в больнице, а потом и в армии. Решение было принято. Каких замечательных и по-настоящему талантливых мальчишек-учеников я получу благодаря этому! С какими интересными людьми познакомлюсь! Сейчас, мне даже страшно подумать, сколько бы я потерял если бы тогда передумал и просто ушёл домой... Заниматься шахматами на Миусы сразу пришло не много,а очень много детей. Запомнилось мне, правда, начало работы в этой организации трагическими событиями происходившими в Москве 3-го и 4-го октября 1993 года. Я не помню во сколько начали обстрел телецентра "Останкино", но ночью я на это смотрел что называется в живую. Меня пригласил в гости сосед по этажу. Мы открыли бутылку водки, немного выпили и... Мы поднялись на четырнадцатый этаж нашего дома и вылезли на крышу. Красные пунктиры трассеров рассекали черное небо в районе Останкинской телебашни. Через несколько минут одна из очередей пролетела высоко над нашими головами. Мы пошли допивать водку... Утром я поехал в институт. Преподаватель на лекции, оглядев полупустую аудиторию, выразился в том плане, что сегодня пришли те кто действительно любит математику... Вечером я пошёл на Миусы. Нам дали указание отправлять всех учеников кто придёт заниматься сразу же домой. Я стоял около входа и наблюдал абсолютно дикую и совершенно неестественную картину. Выстрелы были слышны очень хорошо. Дворец на Миусах находится практически около Тверской улицы (улицы Горького), до Дома Советов по которому стреляли из танков было не так уж далеко. А на улице была обычная жизнь. Мамы с колясками, старушки с сумками идущие из магазина... А вокруг стреляют. Такое впечатление - что везде! Буквально через несколько дней мы поехали с ребятами играть в Пресненский парк. Там была шахматная секция в которой работал Герман Рафаилович Дрюбин (ссылка) В институте где я учился он вёл шахматную секцию. Жуткое впечатление... Цветы на дорожках, фотографии убитых на деревьях, листовки, cледы от пуль на стенах здания где находилась шахматная секция, выбитые стекла, очерченные белым контуры трупов на асфальте... Я был просто опустошен. В голове вертелась только одна фраза из Шекспира -"Чума на оба ваши дома!" Через несколько дней я увидел на заборе Миусского кладбища недалеко от которого я живу огромную по длине надпись написанную судя по подчерку не рукой взрослого человека. Как то само собой родились строчки
Над Останкино трассеров вспышки,
Дом Советов в дыму и огне!
Расскажи мне что ты пишешь, мальчишка,
Возле школы на кладбищенской стене.
"Ельцин врал, Ельцин врет, Ельцин будет врать!"
Но стена - не газетный лист!
Так зачем же под пулями правду искать
Если честен лишь один журналист...
В осенние каникулы дети играли в финале чемпионата Москвы. На этот раз он проходил в обычной школе недалеко от метро Щукинская. Дети играли просто в обычных классах, за партами. Меня это немного удивило. В прошлом году Центральный Шахматный Клуб, а через год - обычная школа. Тогда я не придал этому значения. Теперь, по прошествии многих лет я всё понял. Нет, я уже с подросткового возраста прекрасно знал, что лозунг "Всё лучшее - детям!" и был и остается в нашей стране вершиной цинизма. Мальчику в 14 лет работавшему каждую неделю бесплатно, да ещё и на вредном производстве, а потом слушающему на уроках истории как алчные капиталисты эксплуатировали в 18-ом и 19-ом веках детский труд на мануфактурах и фабриках ничего объяснять уже было не надо. Другое дело, что размеры этого цинизма я не могу оценить до сих пор - вершина теряется в облаках... Тот чемпионат запомнился одним курьёзным случаем. Рассказываю из вторых рук, поэтому за достоверность не отвечаю. Просто хочется чем то немного разбавить весь негатив последних абзацев. Судья обратил внимание, что один из участников плачет. Он подошел к партии и, машинально взглянув на позицию, очень удивился. Плачущий ребёнок имел в доску выигранную позицию, большой запас времени, ход был его, и ход был совершенно очевидный так как у соперника под боем стоял слон. Объяснение слез ребёнка было потрясающим. Оказалось, что его соперник всю партию жевал жвачку и периодически надувал из неё пузыри. Пузыри лопались, он соскребал с лица жвачку и снова засовывал её в рот. Этими же пальцами он только что взял своего слона и что то съел у противника. Выигрывавший ребёнок оказался просто очень брезглив. Он прекрасно понимал, что слона надо съесть, но не мог себя заставить это сделать, так как ему было просто противно даже дотронуться до этой фигуры. От того и плакал...
В это время, в моем Центре Творчества появился ещё один тренер. Вернулся Роман Зиновьевич Альтшулер. Собственно, это то же был один из тех моментов которые подвигли меня найти вторую работу на Миусах. Роман Зиновьевич был прекрасным человеком, сильным шахматистом, мастером. Был он уже, правда, очень пожилым... Но а как я мог всё это расценить? Сначала запихивают как сельдей в бочку в маленький кабинет, потом берут на работу второго тренера, тут же появляется нормальный стандартный школьный класс. Может быть я был и не прав, но посчитал, что ко мне относятся как к пацану с которым можно не считаться. И тогда я решил, что расшибусь в доску, но мои ученики будут хорошо играть в шахматы. Лучше, чем ученики мастера, да хоть гроссмейстера... Я ещё не знал, как я это буду достигать, но цель уже появилась. Пора переходить к части номер 3 и заводить новую страницу, так как боюсь что эта страничка уже не у всех хорошо грузится.
Часть №3