МОЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ - "ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ"
перейти к последнему обновлению
Для начала, автор хочет сказать самое главное, и это будет состоять из следующих тезисов, в частности, обращённых к Игорю Георгиевичу Сухину:
1. Всё что будет далее написано не означает, что автор этого текста за или против введения урока шахмат в школах.
2. Речь пойдёт о работе автора этих записок в очень богатой частной школе, где он получал 8$ за урок в классе, где шахматы были как обязательный предмет, и сначала это были нормальные деньги, а теперь стали просто копейки, и автор (так как он москвич) имеет за свою работу в учреждении дополнительного образования ту сумму, которая его очень даже устраивает, а так же (что всегда было главнее), тех детей, которых к нему приводят не на 40 минут ( в перерывах между дзю-до и бисероплетением), а на 2 астрономических часа, что позволяет автору практически гарантировать тем ребятам, кто остался заниматься в его секции и их родителям – что они действительно научатся играть в шахматы…
3. Автору было совершенно бессмысленно уделять особое внимание на занятиях в этой частной школе отдельным детям для перспективы своей работы в секции, так как с этой точки зрения – дети, обучающиеся в частной школе с 9 утра до 18:00 его совершенно не интересовали, да и вообще, автор этих записок в рамках своей деятельности, как тренер по шахматам, предпочитает пацанов, о которых его любимый В. С. Высоцкий высказался вот так:
“Да, голодал он в этом детстве – не дерзал! Он успевал переодеться – и в спортзал”!
Итак, имеем следующие условия (комфортные)
1. Частная школа (классы не более 15 человек)
2. 2 часа в неделю во всех классах отводятся для шахмат.
3. Шахматы – обязательный предмет.
4. Есть отдельный ( правда маленький) класс и комплекты шахмат. Есть демонстрационная доска. Можно заниматься и в классе где ребята учатся и в отдельном маленьком кабинете.
Условия – СУПЕРСКИЕ! Вряд ли, в случае введения шахматного ВСЕОБУЧА ПО СТРАНЕ, найдётся хотя бы 5 процентов школ в России, где будет нечто подобное!
Проблемы:
1. Часть детей уверенно знают правила игры в шахматы и даже приносят из дом шахматные доски и комплекты фигур. Хотят играть (Ё-МОЁ). Часть (и большая) о шахматах либо не имеет ни малейшего представления (некоторые путают их с шашками). На лицо – та ситуация, которую на текущий момент стараются избегать даже обычные, но считающие себя продвинутыми школы Москвы, которые буквально устраивают экзамены при приёме в первый класс. Автор этих записок один раз присутствовал и просто обалдел от требований предъявляемых к ребёнку:
Автор до сих пор не понимает – чему будут учить в начальной школе малыша, который уже должен уметь читать и считать? А без этого, его могут просто не принять в первый класс! С этим бредом, противоречащим и ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ И ЦЕЛОЙ КУЧЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ РФ (включая такую мелочь как Конституция страны) столкнулись многие родители – москвичи (и не только москвичи)… И это повсеместно продолжается. И вот, на самом деле, проблема, по которой надо просто бить в КОЛОКОЛ! Да, в НАБАТ! Ё – МОЁ! А я тут, о шахматах в школе пишу…
Ну, ладно, начал так начал. Итак, я воспринимаю ситуацию следующим образом:
1. Есть частная школа, где родители, в среднем, отдают 1000$ в месяц за обучение своего ребёнка.
2. Есть директор – член ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ (видимо знакомая и с А. Е. Карповым), ничего не понимающая в ШАХМАТАХ, но (О, это НО нужно написать с большой буквы). Так как школа частная и это – бизнес, мы должны ориентироваться на социальный заказ родителей! Родители, тоже, в своём большинстве, считают шахматы умной игрой, которая разовьёт их ребёнка. Наличие в частной школе ШАХМАТ это большой плюс для потенциальных клиентов и я, честно говоря, не понимаю – почему у уважаемого В. Н Старцева почти никто не проголосовал, что шахматы в школе нужны ДИРЕКТОРУ! Видимо, на сайте www.volgachess.ru большинство голосующих не понимают на сколько это важно для частных школ. Объяснение может только состоять в том, что в регионах значительно меньше частных школ и голосующие люди просто не понимают, что наличие урока шахмат в школе может иметь для директора РЕАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ СМЫСЛ!
3. Теперь – самое главное:
Как я понимаю свою задачу:
1. Детям должно быть интересно.
2. При этом, невозможно требовать от детей даже близкое к тому, что я мог бы делать как учитель математики, так как нет отметок, а раз нет отметок, то простите:
НО ДАЖЕ МАЛЫШ, СТАВШИЙ ШКОЛЬНИКОМ, ОЧЕНЬ БЫСТРО НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ СЕРЬЁЗНЫМИ ВЕЩАМИ И ОТДЫХОМ:
Одно дело – АРИФМЕТИКА! Получишь двойку – дома отругают или накажут!
Другое дело – ШАХМАТЫ! Отметок нет! С одной стороны – интересно, с другой – никакой ответственности!
Как - то раз, когда учительнице, присутствовавшей на моём уроке, показалось, что дети ведут себя слишком вольно (а надо сказать, что я умею заинтересовать детей и, при этом, на них не давить, она предложила мне просто взять дневники у двух самых активных мальчиков и вкатать им замечания. Я этого делать не стал. Когда работал математиком в 7-ых классах – делал такое и буквально каждый день. А иногда, и в угол ставил. Из класса – не выгонял (это вообще - то, запрещено). Но! Здесь же я шахматы веду! Нет отметок! Это не ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ (во всяком случае в моём понимании). Как я могу детей ещё и наказывать?!
Мне, сейчас, абсолютно всё – равно понимают меня или нет. Но, дело в том, что когда ребёнок пошёл в ШКОЛУ – это, на самом деле, не ВЫБОР РЕБЁНКА, а то, что ради его же блага, навязывает ему ОБЩЕСТВО, которому просто нужны грамотные взрослые граждане. Это банальный факт. И, исходя из этого банального факта, УЧЁБА РЕБЁНКА В ШКОЛЕ – ЭТО ЕГО РАБОТА! И в таких предметах как МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ и т. д. с ребёнка можно спрашивать за результат его освоения этих предметов. И с учителя, то же, можно и нужно спрашивать!Надо заметить ещё и следующее. Человечество прошло колоссальный по своей продолжительности путь в деле воспитания детей. И, в целом, вся тенденция этого пути - ТЕНДЕНЦИЯ К ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Если упростить до безобразия, то это просто сведение в процессе образования и воспитания отрицательного подкрепления к минимуму. А в идеале, просто сведение отрицательного подкрепления к абсолютному педагогическому нулю (Во как я загнул! Какой термин придумал!), когда отрицательное подкрепление - это отсутствие положительного. Автор, правда, как практик, на своём 17 - тилетнем педагогическом опыте, считаете, что это то же - крайность! Какое это всё имеет отношение к шахматам, вы поймёте позже, а пока, я просто расскажу забавную историю из своей студенческой жизни. Итак, четвёртая пара в МПГУ им. В. И. Ленина. Лекция по методике преподавания математики. Преподаватель (женщина) читает лекцию. Часть студентов конспектирует, кто - то тихо треплется с соседом, кто то скатывает пропущенную лекцию по диффурам (за этот предмет можно огрести неприятностей гораздо более, чем за методику, хотя, в теории, для будущего школьного учителя в школе это вроде как более нужный предмет... В целом, обстановка тихая спокойная и рабочая. Около стены, на первом ряду, сидит девочка лет десяти - дочка преподавателя, которую та, видимо, забрала из школы и вместе с ней приехала читать лекцию. Девочка делает уроки (Ну не мамину же лекцию ей слушать!). Лектор, в это время, монотонным голосом излагает материал. В какой то момент, она напоминает будущим учителям, что педагог должен быть выдержанным и спокойным. Не надо повышать на детей голос, надо быть терпеливым и с пониманием относится к тому, что дети могут не понять ни с первого, ни со второго раза столь сложную материю как математика и т. д. И вот в этот момент, совершенно внезапно, многие аж на стуле подпрыгнули от неожиданности, тишину аудитории взорвал резкий окрик лектора:
- Павлова! Я тебе чем сказала заниматься!
Если бы среди студенток была бы девушка по фамилии Павлова, её, запросто, даже несмотря на юный студенческий возраст, мог бы хватить совершенно реальный инфаркт! Слава Богу, что девушки с такой фамилией просто не было, а окрик преподавателя был обращён к собственной дочке, которая вместо того, чтобы делать уроки, тупо уставилась в окно в противоположной части аудитории и, если хотите, "считала сидевших за этим окном ворон".
Так что, теория - теорией, а практика... И вообще, знаете, дети школьных учителей... Многие... Такое Вам могут рассказать... Ну, учителя, даже хорошие! Они же люди! Живые люди! А тут, представьте - 6 часов в школе вдалбливать свой предмет, и голос не повысь, и объясняй всё терпеливо и ученик тебе может даже нахамить, а ты ему - максимум - замечание в дневник или родителей вызвать. А это значит остаться на работе до вечера... И вот, приходишь ты домой, а там свой собственный оболтус или натворил чего или...
Знаете, автор будет циничен, но многие учителя в таких ситуациях забывают и про ПЕДАГОГИКУ НЕНАСИЛИЯ, и про Песталоцци, и про всё такое... А иногда и скатываются до дедовских методов под названием витамин "Р".
Вернусь к шахматам в школе. Я прекрасно понял что от меня хочет директор, что хотят дети, что хотят их родители... Они все хотели совершенно разного...
Директор хочет, чтобы в школе был урок шахмат.
Родители хотят, чтобы за их штуку баксов в месяц ребёнок в этой частной школе был постоянно занят чем то полезным, получил на выходе из школы качественное образование (шахматы, в этом аспекте, просто некоторое полезное дополнение, так что, если ребёнок после моих занятий не обыграет дедушку - меня не убьют). Большие проблемы будут и у директора и у учителей, если, к примеру, за такое не кислое бабло (а вы посчитайте сколько это за 11 лет обучения) ребёнок по окончании школы, к примеру, не будет иметь хороших навыков в английском языке... Очень не хотел бы оказаться в такой ситуации. Это сейчас в частных школах учатся дети бизнесменов, а вот в начале девяностых... Ей Богу, в подъезд собственного дома было бы страшно заходить и директору и горе - учителю английского... (Мрачная шутка). Так что, уж с английским в этой школе было всё очень здорово. И даже не слишком способные к языкам дети его осваивали...
А дети хотят играть!
Нет, я всё прекрасно понимаю. Понимаю и детей. Сначала у тебя 4 урока. Математикой грузят, письмом, чтением, а на пятый урок приходит дядя с демонстрационной доской и фишками...
И вот тут - самое главное. Нет отметок, а значит, дядя приходит просто с нами поиграть, ну, чему то научить (кому интересно). А надо ещё заметить, что в частных школах (а они, практически все - школы полного дня) дети, к вечеру, реально выматываются. А ещё, в силу того, что они и домашние задания делают опять же в школе (под присмотром учителя), то мне трудно себе вообразить, чтобы ребёнок, которого в 8 утра из дома увезли в школу, а в 7 вечера из школы привезли домой, стал бы ещё и дома заниматься чем то, имеющим отношение к школе. Это же рехнуться можно!
Исходя из этого, получаю следующую картину: Я должен преподавать ШАХМАТЫ как школьный предмет, при этом, я лишён следующего:
1. Я не могу использовать один из мощнейших инструментов положительного и отрицательного подкрепления как ОТМЕТКИ.
2. Я могу просто забыть о таком важном на самом деле для всех школьных предметов понятии как ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Но, с другой стороны, от меня не требуют каких то особенных результатов. Поэтому, я ставлю цель (очень простую цель), чтобы дети освоили правила игры в шахматы и некоторые основные понятия. При этом, учитывая то, чего на самом деле хотят дети, а дети хотят играть - мы это сделаем в игровой форме. Абстрактных задач по развитию у детей логического мышления я не ставлю. Я ставлю только те задачи, выполнение которых я реально могу увидеть. Освоение правил игры и основных понятий - реальная задача. И получилось или нет - то же легко понять по каждому ребёнку. А игровая форма занятий - не вопрос!
Теперь для Игоря Георгиевича. Надеюсь, что Вы понимаете, что то, что я пишу - это мой взгляд на вещи. И, по скольку дальше, я просто буду излагать уже конкретную методическую сторону того что я делал, я ещё раз хочу подчеркнуть:
Я НЕ СЧИТАЮ, ЧТО Я ДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНО. Я НЕ ПРЕТЕНДУЮ, ЧТОБЫ ТАК ЗАНИМАЛИСЬ ШАХМАТАМИ НА УРОКАХ ДЕТИ ВСЕЙ СТРАНЫ. НИ БОЖЕ МОЙ!
Теперь пошла конкретика. Но, сначала, несколько слов о технической стороне. В принципе, для того, чтобы преподавать шахматы в рамках школьного урока нужна как минимум демонстрационная доска и фигуры. Конечно, очень хорошо, если у каждого ученика на парте будут свои шахматы. Правда, о этой идеи я решил отказаться. Причин было две:
1. Я решил, что когда дети освоят правила я их просто буду водить в тот маленький класс где есть несколько парт и комплекты фигур.
2. Мне очень не понравились те парты, которые были у малышей в их классах. И не понравились именно применительно к шахматам. Дети сидели по одному. Парты были маленькие, а ещё, поверхность парты была под наклоном. Я себя представил как я буду приходить в класс с кучей шахматных досок, потом каждому ребёнку буду выпрямлять парту в горизонтальное положение, потом, после окончания урока приводить парты в исходное состояние (уже не для шахмат, а для письма).
В итоге, я пришёл к выводу аналогичному - А на фига козе баян!? И решил первое время ограничиться одной демонстрационной доской.
УРОК №1
Собственно, с доски и принято начинать. Это, кажется, ещё в учебнике Ласкера было написано... В одной книге выдающегося тренера Зака я вычитал, что для освоения доски с детьми проще всего играть на шахматной доске в морской бой. Пробовал! Нормально получается. Правда, в начале 90-х годов, работая в обычной школе, я не объяснял детям - что за игра "Морской бой". А теперь, уже приходилось объяснять... Вот же, елки - палки, что из-за компьютеров случилось! Да и фиг с ним с Морским боем (мне, например, гораздо больше жалко такие игры как Казаки - разбойники, да и вообще - ролевые игры на свежем воздухе, в которые современные детишки практически перестали играть. Потом, мне показался классический морской бой слишком скучным и я изменил правила.
Разбиваю класс на две примерно равные половины. Практически все игры, в дальнейшем, будут командные.
Сразу объясняю детям правила передвижения шахматной ладьи. Ладья, ведь, это лодка, поэтому сюжетная линия дальнейшей игры может быть например следующая:
1. Два корабля соревнуются - кто больше поймает рыбы.
2. Два минных тральщика соревнуются кто больше найдёт и обезвредит мин.
3. Корабли ищут морские клады.
Таких сюжетов можно напридумывать просто вагон и маленькую тележку. Дети, уверяю Вас, воспринимают их совершенно нормально. Это взрослому человеку может показаться - какой маразм! А дети видят мир иначе. Помните какую ахинею нёс детсадовским малышам герой советского фильма "Усатый нянь"? А детям было весело. Ещё я по этому поводу вспоминаю как маленький ребёнок запал в магазине игрушек на оранжевого пластмассового крокодила. У родителей, игрушка вызывала отвращение на уровне мысли - какие же кретины у нас на фабриках игрушек работают. А ребёнок хотел только этого монстра с безумной расцветкой и больше ничего. И я понимаю взрослых людей. Оранжевый крокодил может разве что по обкурке присниться или от большого пережора. А ежели не пьёте и не ширяетесь и видите во сне оранжевых крокодилов, то это явный повод обратиться к соответствующему специалисту...
1 | 2 | 1 | |||||
2 | 3 | ||||||
3 | 2 | 2 | |||||
1 | 1 | 2 | 3 | ||||
3 | 2 | ||||||
1 | 1 | 3 | 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 2 | ||||
2 | 1 |
А ещё, у меня в руке вот такая табличка, где заранее просто отмечено нахождение рыб, мин или кладов (кому как будет угодно). Иногда, я пробовал модернизировать игру и ставил в клеточки цифры от 1 до 3. То есть, за попадание в эту клеточку можно было заработать разное количество очков.
Ну а дальше, дети из разных команд, по очереди, выходят к доске и делают ходы ладьёй, плавая по виртуальному морю шахматной доски, и в зависимости от попадания на клеточку где что-то есть, получают очки для своей команды. Ещё я рисую пустую доску на школьной доске и отмечаю где ладьи уже побывали. Правда, не все дети туда смотрят, но всегда можно обратить внимание ребёнка на то, что он пошёл на ту клетку, где побывал или их кораблик или кораблик соперников и просто предложить сделать другой ход. Общий счёт ведётся на доске. Вот так, играя, и ходы ладьи выучили и чудно время провели. Теперь, что касается того, что одна команда выиграет, а другая проиграет. Я, лично, не вижу в этом ничего страшного. Могу заметить, что на уроках физкультуры учителя проводят эстафеты, а ещё дети играют в такие игры как футбол, пионербол и т. д. А ведь это командные игры на счёт и в них кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает! Автор представил себе урок физкультуры без проигравших и пришёл к выводу, что ему (будь он ребёнком) это бы не понравилось.
Не страшны дурные вести
Начинаем бег на месте
В выигрыше даже начинающий
Красота среди бегущих
Первых нет и отстающих
Бег на месте общепримиряющий.
Что эта игра развивает? Господи! Да я могу написать - НИЧЕГО, а захочу - и наворочу просто с три короба. Хотите? Пожалуйста!
1. Развивает навыки устного счёта. Увеличим в клеточках очки (в зависимости от возраста детей) и заставим их складывать очки набранные командой. Это Вам не кур или кроликов на арифметике считать!
2. Можно просить детей на какое они ставят поле ладью. И тогда, мы, играя, будем ещё и осваивать координаты, а это дело - серьёзное. И буквы латинские ещё изучаем по ходу пьесы!
3. Внимание тренируем (чтобы не ходить на уже посещённую клеточку надо посмотреть на ту доску где они отмечены и сравнить с реальным положение на шахматной доске.
Я просто не хочу продолжать, хотя и мог бы...
Только не надо всё сразу сваливать на детишек (и координаты и числа). Всё - постепенно. Мы в эту игру ещё будем играть другими фигурами, так что, время есть. Не надо торопиться!
УРОК №2
Переходим к слону, а значит - к диагоналям. Сначала, опять поиграем со слонами так же как на прошлом уроке с ладьями. Только клеточки с очками надо равномерно распределить по белым и чёрным полям, так как у одной команды будет белый чернопольный слон, а у другой - чёрный белопольный. Что ищут на доске слоны? Придумайте сами! А ещё лучше - попросите придумать детей! Уверяю Вас, они справятся с этой задачей гораздо лучше любого взрослого, даже лучше, чем самая элитная шестёрка знатоков из игры Что? Где? Когда?!
Вычитав в журналах 64 - ШО (80-е годы) в серии статей Виктора Бельчикова, посвящённых этой тематике, в отношении задач где слон должен пройти по лабиринту в котором стенки из пешек, автор пробовал играть с детьми и в такие игры.
Лабиринт №1 Лабиринт №2
Лабиринт №1 более простой. В нём несколько маршрутов, по которым белый слон может за 9 ходов придти от начала лабиринта (поля а1) к выходу (поле h8) за 9 ходов. В лабиринте №2 оптимальный маршрут слона короче (всего 7 ходов), но он - единственный, а можно слона и в тупик загнать.
Такие же лабиринты можно уже использовать не как полигон для игры, а как задачу:
За какое наименьшее число ходов слон может пройти лабиринт? Это отнюдь не самая простая задача для маленького ребёнка, который только что познакомился с ходом фигуры. Впрочем, практически всегда находятся дети, которые в состоянии такие задачи решать.
УРОК №3
Сравниваем особенности хода ладьи и хода слона. Это - важно! Игра, которую приводил В. А. Бельчиков в тех статьях на которые я уже ссылался, требует определенной подготовки, а заодно, мы фактически введём понятие взятия фигуры соперника и двойного удара. Игра, собственно, вот:
Начинают белые. Выигрывает тот, кто первым сумеет побить фигуру противника. В принципе, даже если дети просто ещё раз подвигают по доске и ладей и слонов, это уже будет повторением пройдённого материала, но, поскольку, мы ещё хотим научить детей думать, будет не лишним объяснить про наиболее эффективный приём в этой игре. Порешаем вот такие задачи.
Как выиграть при ходе белых? Как выиграть при ходе чёрных? Здесь у белых один двойной удар - 1.Сf4, а вот чёрные, кроме аналогичного 1... Лc2 имеют ещё и не менее эффективное 1... Лс8. Таких примеров можно придумать сколько угодно, необходимое количество, собственно, зависит от возраста детей с которыми занимаемся.
Важное замечание. Авто рассказывает о том, как он работал, а не пишет методическую разработку. Поэтому, он не париться обозначением дидактических целей урока, поминутным планированием, и всем тем комплексом, который, как автор прекрасно понимает, так как педагог по профессии, ОЧЕНЬ НУЖЕН но... Знаете, прочитав огромное количество всевозможных работ по планированию уроков математики, по методике, по дидактике и т. д. (а ещё имея постоянное общение уже в рамках шахмат по этой же теме - всё таки авторскую программу имею и эта программа чего то даже выигрывала на соответствующих конкурсах), автор, в процессе чтения, иногда ловил себя на мысли о том, что ему вспоминается анекдот про сороконожку.
Сороконожку спросили - Как она ухитряется передвигаться одновременно используя столько ног?
Сороконожка задумалась. И вот когда она начала думать и анализировать как же она всё - таки ходит, выяснилось, что в таком режиме она просто не может двигаться!
На самом деле, есть просто интуитивно понятные вещи, которые, ей Богу, не стоят того, что бы их детализировать, тщательно описывать, а ещё подводить научную базу и ссылки на первоисточники и всевозможных светил!
По логике, мне всегда казалось, что после ладьи и слона нужно изучать ферзя, однако, мне больше всего нравилось показывать мощь ферзя на примере го борьбы против всех пешек, поэтому, четвёртый урок, я, обычно, посвящал пешкам. Пешки - материя сложная. Ходят так, бьют - по другому. В принципе, и это было опять же почерпнута из тех статей в старых журналах 64 (на которые я уже ссылался). Я делал примерно вот так:
Cначала, я просто выставлял все пешки на демонстрационной доске, обрашая внимания детей, что пешки это самые многочисленные жители шахматного королевства и в начале партии белые пешки живут на второй линии, а чёрные - на седьмой. Потом пешки снимались с доски и оставлялись только две. Одна - белая, другая - чёрная.
Здесь я объяснял детям, что пешка двигается на одну клетку вперёд, но свой первый ход может делать на две клеточки. А дальше, просто вызывал одного ребёнка к доске и мы играли в совершенно примитивную игру - ко первым дойдёт до конца доски. Понятно, что здесь как раз нужно пойти пешкой на две клетки. А так же, можно подправить, если ребёнок попробует сделать двойной ход ещё раз. Далее, я рассказывал детям, что все пешки очень стремятся дойти до конца доски, так как там их ждёт приз. Они превращаются в другие фигуры (две из них вы уже знаете) и становятся на много сильнее в чём вы, ребята, очень скоро убедитесь.
Следующим номером программы, на доске появлялась такая позиция
Пешки двигались друг на друга. И вставали в стопор. Тут объяснялось, что дальше они уже не смогут никуда пойти. А дальше, я ставил пешки наискосок друг от друга и показывал как они бьют. Ну а потом вот такая ситуация:
Её уже можно рассматривать как задачу. Ход белых. Кто выиграет. Побеждают, естественно, чёрные. Только им надо в случае 1. d4 пойти 1...e6, а в случае 1.d3 пойти 1...e5.
Ну вот, вроде почти объяснили как ходит пешка. Надо бы это как - то закрепить практикой. Тут, на самом деле, множество самых разных вариантов действий. В тех же статьях В. А. Бельчикова приводились позиции такого плана, которые можно было использовать и как задачи, и как просто позиции в которых можно поиграть.
Во всех случаях, задача ставится так. Выигрывает та сторона, которая первой дойдёт хотя бы одной пешкой до конца доски. На этих вот примерах, можно объяснить даже метод образования проходной. Помните как у Арона Нимцовича? ПРОДВИГАТЬСЯ ДОЛЖЕН КАНДИДАТ!
Примеры прорыва - самый простой и классический и несколько фантастический и требующий большего количества ходов.
Наконец, в следующей позиции (исходя из наших целей) можно даже попробовать объяснить правило взятия на проходе. Белые проигрывают эту очень сложную для начинающего ребёнка ситуацию, а чёрным нужно только повторять ходы белых и ждать цугцванга, который повлечёт проигрывающий ход g2-g4 и вот тут-то мы и возьмём на проходе. В принципе, от идеи показывать детям правило взятия на проходе сразу же, я быстро отказался. У них возникает в голове полная каша. Слишком много информации. А вообще говоря, для цели ознакомления детей с тем как ходит пешка, достаточно просто показать как она собственно ходит, и просто поиграть вот такую позицию, которая изображена на последней диаграмме. Выигрывает, как уже говорилось, та сторона, которая первой доводит пешку до конца доски. Я так и делал и в рамках школьных уроков, устраивая командные игры (ряд на ряд), так же поступаю и обучая правилам игры ребят в своей секции, только там они уже играют небольшие матчи непосредственно друг с другом.
От этого момента впервые почерпнутого из публикаций Виктора Бельчикова, я честно говоря просто прусь. Всегда это использую (и в секции то же) и очень нравится. Речь пойдёт о том, что мы будем сравнивать боевые характеристики пешки и ладьи. Сначала расставим следующую позицию.
Постановка задачи - такая же. Ладбя выигрывает если съедает пешку, пешка (пешки) побеждают если им удаётся безнаказанно дойти до конца доски или побить ладью. Здесь всё ясно. Остаётся только выбрать оптимальное нападение ладьёй. Кажется и Нимцович об этом писал - что именно так нужно знакомить детей с шахматами. В данной позиции наиболее быстрый результат даёт нападение с фронта - Лa1. Нападение с фланга удлиняет процесс уничтожения пешки на один ход 1. Лh7 a5 и теперь нужно уже нападение с тыла 2. Лa7... Это всё просто и понятно для детей. А теперь добавим ещё одну пешку.
Попробуем поатаковать пешки с фронта. 1. Лa1 a6 (пешки начинают друг - друга защищать) 2.Лb1 b5 3. Лa1 - дальнейшее понятно, правда начинающие дети часто просто бьют защищённую пешку и не надо этому припятствовать. Надо просто съесть ладью и всё...
Потом нарастим фалангу пешек на ещё одно звено.
И вот тут - самое главное. Здесь я просто тупо показываю
как надо играть - 1. Лh7! Конкретно объясняю - почему.
Просто на примере. 1... c5 2. Лb7 (а
мы другую пешечку съели), а дальше - совсем просто -
заходи с тыла и кушай пешки! Не люблю премудрых терминов,
но это реальная пропедевтика стратегического приёма - вторжения ладьи в
обжорный ряд. А самое главное, что сила ладьи равная
пяти пешкам просто доказывается как математическая теорема. Вот это уже просто
супер. Попробуйте побороться ладьёй против шести пешек играя на полном серьёзе,
а ещё чтобы пешки начинали и вы убедитесь что это именно так и есть.
Пешки обыграют ладью!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ