Давайте обсудим одну (на мой взгляд) очень хорошую идею.
Итак, о чём пойдёт речь! Сначала я опубликую прямо на этой странице текст Владимира Николаевич Старцева с форума этого сайта. Целиком.
Уровень образования и наличие спортивной квалификации у
роководителя кружка (секции) имеет решающее значение. Конечно, бывают редчайшие
исключения, но они лишь подчеркивают общую тенденцию. К сожалению, наше
общество, и сообщество шахматистов в т. ч , информационно непрозрачно. Правда,
должен заметить, что шаги в установлении информационной прозрачности сделаны ...
ФИДЕ. основополагающим документом при комплектовании турниров, оценки уровня
игроков является рейтинг-лист.
Если перебросить мостик от рейтинг листа, к оценке работы той или иной секции (
а значит и работы руководителя секции), то можно признать введение московских
рейтингов удачным опытом. В принципе, можно определенным образом проранжировать
(присвоить обобщенный рейтинг) любой шахматной секции или любому руководителю
(тренеру). Для этого надо утвердить критерии, по которым рейтинг считается и
далее регулярно публиковать его. Более того, доводить этот рейтинг не только до
специалистов и родителей, а в т. ч и до спортивных руководителей, чиновников
системы образования... Полагаю, что в "рейтинговом" виде можно оценить и
результаты всеобуча, и работу спортивной секции, ДЮСШ и т. д.
Как то я беседовал со своим приятелем (он сейчас исполнительный директор ФИДЕ)
об образовании в Великобритании. Так вот он сказал, что министерство образовании
Великобритании ежегодно определяет рейтинг всех (!) школ, публикует его в
открытом доступе и рассылает эту информацию всем заинтересованным лицам, включая
спонсоров, руководителей муниципальных органов и т. д. И в этом рейтинге
максимально заинтересованы директора школ, т. к любой понижение в рейтинге может
повлечь за собой материальные издержки. Полагаю, что у нас именно чиновники и
"проверяющие" всех уровней воспротивятся подобной практике - фактически отпадет
необходимость держать большой штат различных "проверял"-методистов, т. к хорошо
разработанная и прозрачная система подсчета рейтинга, общественного контроля за
процессом, практически делает ненужным наличие этих специалистов в таком
количестве и с таким уровнем подготовки. В основном, именно от них уходит
начальству результат оценки деятельности труда того или иного тренера (руководителя
кружка и секции). И если нормально контактируешь с методистом, то результаты
всегда будут нормальные. В большинстве эти люди в нашем виде деятельности не
разбираются вообще.
Посетил недавно занятия одного из тренеров (работает в системе допобразования -
какой то районный детский центр (не спортшкола). В этот день на занятия пришла
проверка (совпадение абсолютно случайное). Так вот, проверяющая рассказала мне о
том количестве бумаг, который этот тренер ежемесячно должен заполнять и что он
должен иметь на занятиях... особенно меня рассмешило, что даже при изучении
ходов фигур, 40% занятия должно быть посвящено, так называемому "региональному"
компоненту. Причем, последнее у нас
очень серьезное требование.
Статистика (государственная) говорит следующее: в республике почти 40
спортивных школ, где культивируются шахматы (123 тренера), и где то около 80
подростковых клуба. Сколько секций и кружков в системе образования по линии
детских центров мне пока не удалось узнать.
Так вот, по той же статистике у нас шахматами занимаются регулярно около 4000
детей.
Т. е мы имеем где то в среднем 30-35 детей на одного тренера (если не меньше).
Реально в республиканских соревнованиях всех уровней играет (поименно) играет
около 300 детей.
Вот такие данные на начало 2008 года. Фамилии тренеров, чьи дети регулярно
выступают в первенствах республики - хорошо известны - их не больше 20. Что
делают остальные, чем занимаются? Мне лично непонятно. Полагаю, что просто
решают какие то свои вопросы, скорее всего, используют эту работу как
дополнительный приработок, без попыток участия в соревнованиях (или просто
играют на местном уровне). Ничего не имею против дополнительного заработка, но
есть проблема, носящая в данном случае этический характер: время, которое
проводят дети в подобных секциях и кружках (у таких руководителей) , с точки
зрения раскрытия способностей ребенка, его потенциала (шахматного) - пустая
трата времени. Дети в таких секциях не имеют возможности полностью
самореализоваться. И это, на мой взгляд, самое большое зло, которое продуцирует
наша госсистема.
Теперь, обращаю всеобщее внимание, что Владимир Николаевич считает рейтинговую систему в детских шахматах Москвы удачным опытом. Идея моя проста. Она состоит в том, что, для начала, предложить ДЮК МОсквы и Александру Григорьевичу Мазье ввести в рейтинг-листе юных шахматистов Москвы ещё одну колонку - Фамилия тренера ребёнка. Да, есть секции, где один тренер, есть СДЮШОР, где тренеров много. Но... Этоже дополнительная информация. я не вижу ничего плохого в этой идее. Она легко реализуется. Не обязательно всё сделать совсем быстро и прямо сейчас, но лично мне думается, что такая колонка в рейтинг-листе была бы отнюдь не лишней. Давайте попробуем сделать первый шаг в направлении ещё большей прозрачности и информативности рейтинг-листа.
Хочу понять мнения пользователей сайта по этому поводу, поэтому - очередная голосовалка.