КОГО ДОГОНЯТЬ? - изумится читатель. Россия взяла на детском чемпионате Европы больше всех медалей!
НЕ ТОРОПИТЕСЬ...
В Хорватии закончился очередной детский чемпионат Европы по шахматам. Сейчас опять напишут про очередную победу Российской шахматной школы, ведь мы взяли больше всех медалей! Это, конечно, здорово! Но... Сейчас Вы узнаете, что нам есть кого догонять.
ГИСТОГРАММА 1
Series1 (синий цвет) - Количество медалей выигранных представителями стран - участниц.
Series2 (красный цвет) - Количество участников от страны.
Series3 (жёлтый цвет) - Численность населения страны в миллионах человек.
Большая эффективность Азербайджана и Грузии просто бросается в глаза! Да и Франции и Польши, видимо, то же...
Для полной ясности, введём следующий коэффициент K=1000000000XЧисло медалей/Численность населения страны (умножение на большое число просто чтобы не возиться с нулями после запятой, так как такие мелкие числа очень плохо воспринимаются).
И вот по этому коэффициенту эффективности мы получим уже такую картину:
ГИСТОГРАММА 2
GEO | AZE | ARM | CRO | ISR | POL | FRA | UKR | RUS | ROU | TUR |
638,3 | 370 | 333,33 | 222,2 | 140,8 | 103,9 | 65,6 | 64,8 | 56,6 | 44,8 | 14 |
Медали - медалями, но есть более
объективный показатель - количество детей от страны,
попавших в 10-ки своих возрастных групп.
ГИСТОГРАММА 3
Series1 (синий цвет) - Количество детей попавших в десятку своей возрастной группы от страны - участницы.
Series2 (красный цвет) - Количество участников от страны.
Series3 (жёлтый цвет) - Численность населения страны в миллионах человек.
Применим тот же коэффициент K=1000000000XЧисло участников от страны, попавших в десятки/Численность населения страны.
ГИСТОГРАММА 4
Понятно, правда, что если себе вообразить, что эффективность России в этом вопросе станет на уровне Грузии, то будет просто следующее: Грузия, фактически на каждые 650000 населения, имеет одного ребёнка - шахматиста, входящего на Европе в десятку своей возрастной группы и на каждые 1,6 млн. жителей - ребёнка - медалиста чемпионата Европы по шахматам. Если такую эффективность спроецировать на 140-миллионную Россию, то и все медали будут наши, и в десятку никто из "посторонних" не попадёт. Это, конечно же, недостижимый абсурд, но пример Грузии (и не только её) показывает, что нам явно есть потенциал движения вперёд, и что мы имеем сейчас - отнюдь не предел! Михаил Алексеевич предложил интересный и более корректный способ определения продвинутых европейских стран в смысле развития детских шахмат, скажем так, высокого уровня. Смысл состоит в следующем:
Предположим, что чем больше численность населения страны, то тем больше шансов (при желании конечно) наладить серьёзную шахматную работу в этом вопросе. Выборка - больше! Остальное - понятно. Дальше делаем следующие действия:
1. Составляем список всех европейских стран дети из которых принимали участие в чемпионате Европы.
2. Смотрим численность населения каждой страны.
3. Суммируем численности населения всех этих стран, получая условное население Европы (условное потому, что ни все страны участвуют).
4. Делим население конкретной страны на эту сумму и умножаем на 100. При этом, мы получаем то количество мест в десятках чемпионата Европы (а их ровно 100) которые должны теоретически завоевать дети из этой страны исходя только из численности её населения.
5. Из числа реально полученных страной в чемпионате Европы мест в десятках отнимаем этот теоретический результат и получаем (с плюсом или с минусом) показатель страны (если хотите - рейтинг серьёзных детских шахмат этой страны). Я это проделал, и на следующей страничке вы сможете посмотреть - что получилось.