Комитет Образования Москвы против учреждений

дополнительного образования! Тихая война на уничтожение.

 

 

Сначала довольно старая, но отнюдь не потерявшая актуальности ссылка  О чём идёт речь? Да вообще говоря о том, что медленно и неуклонно происходит у всех на глазах.  С самого можно сказать верха (по моему профилю работы) разрушается то, что создавалось в СССР в течение всего его существования и не имело аналогов в странах с рыночной экономикой.  Есть у меня одно очень сильное подозрение, что с эта идея действительно воплотится в жизнь (сначала в Москве, а потом и по всей стране). И вот тогда мы получим полностью отуплённое поколение. Объясняю, что я имею в виду. Некоторые примеры будут связаны именно с шахматами, так как это именно та область в которой более-менее компетентен.

Так получилось, что я работаю на двух работах – в ЦДТ На Вадковском” (Государственно учреждение дополнительного образования – именно эта и подобные ей структуры станут абсолютно не нужны и будут ликвидированы как только количество школ полного дня превысит в Москве определённую количественную отметку, как математик оцениваю это 60-70 процентами), ещё я работаю в НОУ Наследник” – серьёзная, хорошая и довольно дорогая частная школа где как раз, естественно, дети находятся в здании школы весь день.

Сначала начну с частной школы. У обеспеченных людей есть определённый социальный заказ на то, что должна предоставлять школу ребёнку если мы за это платим деньги. Вот основные позиции:

  1. Высокий уровень безопасности
  2. Небольшие по числу учащихся классы
  3. Высокий уровень преподавания хотя бы части нужных предметов (иностранный язык входит в этот список обязательным порядком)
  4. Максимальная реализация со стороны преподавательского состава индивидуального подхода к каждому ребёнку – невозможная в обычной школе где в классе может быть 25-30 человек!
  5. Ребёнок (после уроков) должен быть всё время занят полезными делами, а не предоставлен сам себе.
  6. Ребёнок доставляется домой с выученными под руководством учителя уроками.

 

Список, естественно, можно продолжить, но в рамках данной статьи это не требуется. Теперь – внимание! Обычная государственная школа полного дня это всего лишь попытка приблизиться к тому, что даёт детям негосударственное образовательное учреждение за очень не малые деньги этих родителей. Совершенно понятно, что даже близко не имея той финансовой базы которой располагает частная школа эта идея будет реализована принципиально хуже. Основная причина состоит в том, что для того что бы обеспечить полезный досуг ребёнка после уроков необходимо нанять дополнительное количество специалистов которые будут вести различные кружки и секции. И если в частную школу представители этих профессий ещё работать идут, так как получают зарплату существенно выше, чем им платит государство, то в рамках ЕТС (Единой тарифной сетки) обеспечить приток по настоящему квалифицированного персонала будет просто нереально, так как их потребуется гораздо больше, чем нужно сейчас, пока существуют отдельные учреждения дополнительного образования, а платить нормальные деньги за эту работу государство просто не сможет. Не потянут эту ношу и родители, так как в обычной школе учится несколько иной по финансовой составляющей контингент.

Конечно, можно будет использовать обычных учителей работающих в этой школе. Многие учителя не только знают свой предмет, но и могут довольно неплохо вести какой-нибудь кружок! Увы! Это только так кажется! Конечно, для учителей будет неплохо поиметь лишние оплачиваемые часы и как следствие – отнюдь не лишние деньги, но …. Каким бы разносторонним не был человек работающим учителем в школе, после 6 проведённых уроков он будет выжат как лимон и при всём своём желании не сможет полноценно заниматься с детьми ещё чем-нибудь. Даже если ему это нравится и он профессионал своего дела! В любом случае, это будет профанация, так как человеческие возможности не безграничны. Не забывайте, при этом, что настоящий учитель ещё должен готовится к занятиям, повышать свой образовательный уровень, а до кучи – заполнять кучу документации из которой 90 процентов – полный бред! Когда же всё успеешь!?

Работая в частной школе, я всё больше и больше понимаю, что не могу в рамках своего предмета (шахматы) дать ученикам даже 10-ой доли того, что получают дети осознанно сделавшие свой выбор и приходящие ко мне на совершенно бесплатные занятия в ЦДТ На Вадковском”. Причины – две: Время (я занимаюсь в частной школе с детьми 40 минут, а На Вадковском” – 2-3 часа; Мотивация – одно дело когда приходят дети которые действительно хотят научиться играть в шахматы, а совсем другое – дети которые пришли ко мне на 40 минут после 40 минут бисероплетения, а потом на 40 минут пойдут на Дзюдо! Ничего не имею против бисероплетения и Дзюдо – это просто для примера

Давно уже известно, что нельзя объять необъятное, но миф о всесторонне образованной личности (кстати, взятый на вооружение именно коммунистической идеологией) оказался довольно живучим и, несмотря на очевидное тотальное усложнение в связи с информационным бумом, процессом овладения любой сферой деятельности хотя бы не на дилетантском уровне, продолжает жить в умах большинства родителей которым просто некогда задумываться о том,  что мир (в этом вопросе) уже совсем ни такой каким он был всего лишь двадцать лет назад.

Впрочем, родителям отдавшим своего ребёнка в частную школу, волноваться не о чем. В конце-концов, если ты уверенно стоишь на ногах и твоему ребёнку обеспечат полноценное образование с отличной системой безопасности и отсутствием учителей-кретинов (к сожалению, встречаются и такие)за это можно и нужно платить деньги. С институтом проблема не стоит (платных  ВУЗов достаточно и образование там можно получить просто шикарное), а если всё будет нормально с работой, бизнесом и связями, то будущая жизнь ребёнка имеет отличные шансы быть неплохо устроенной.

Для детей из обычных школ – ситуация совершенно другая. Школа, действительно, превратится в тюрьму, так как все издержки принудительного образования с 9 утра до 6 вечера выступят в данном случае с особой яркостью хотя бы в виду плохой финансовой обеспеченностью процесса.

Но самый основной уязвимый момент состоит в том, что ребёнок запираемый в школе на весь день лишается свободы выбора. Да, он технически не сможет пойти хулиганить на улицу (во всяком случае до 18.00), но он и не сможет выбрать себе занятия по душе именно с тем преподавателем и именно по той сфере деятельности где он захочет. Ассортимент будет узок. У нас в школе есть секция Каратэ, кружок вышивания, творческое объединение – юный религовед! Выбирай! А мне нравится конструировать модели самолётов! Ничем помочь не можем! Есть такая школа (кажется в Тёплом Стане), иди учится туда! Будешь каждый день по полтора часа ездить в эту школу из нашего Бибирево.

Тем самым, любой ребёнок из даже из благополучной семьи, даже с развитой познавательной активностью, даже с желанием найти себя в какой то сфере деятельности выходящий за рамки школьных предметов, при этом, совершенно послушный и социально-безопасный будет поставлен в один ряд с детьми у которых по вине взрослых детство сложилось отнюдь не счастливо и которых тянет на опасные приключения за пределами родного учебного заведения.

Но, что бы я не писал на своё скромном Интернет-ресурсе, а процесс идёт. Вот уже и моя родная 259 школа стала школой полного дня. И теперь мальчик Давид (КМС по шахматам) должен приносить заявление от родителей, что бы его отпустили на занятия в шахматную секцию На Вадковском”. Нет, его конечно отпускают,но, он  пришёл ко мне заниматься когда был маленьким, а как теперь ко мне придёт какой-нибудь мальчик  из этой школы? Ведь школа – это весь его мир на долгие 11 лет

Про альтернативу он даже не сможет узнать

                                                                                   

В историческом аспекте, школа полного дня отнюдь не является свежим изобретением. В нашей стране, впервые, учебные заведения для детей где они находились не то что с 9 до 18 каждый день, а безвылазно жили в течение всего курса обучения начали в массовом порядке (насколько тогда это было возможно) появляться в середине 18-го века во времена царствования императрицы Екатерины II. Думаю, что Вам будет интересно узнать почему так получилось. Дело в том, что Екатерина, будучи очень хорошо образованной женщиной вела обширную переписку со многими ведущими умами Западной Европы. В то время среди интеллектуальной элиты сложилась определённое мнение по поводу того как должен быть устроен процесс обучения детей. Речь (надеюсь, Вы это понимаете) о детях дворянского сословия.

Основной вред для воспитания будущего дворянина, как это ни странно, виделся в том, что ребёнка сильно портит семья. Нет, ну сами посудите, дальнейший путь по взрослой жизни мальчиков-дворян был связан или с военной или с государственной службой. А тут дома - мамка, няньки, сю-сю, пу-сю... Ребёнок вырастает в тепличной атмосфере и потом очень трудно сломать некоторые не слишком хорошие качества как для военного, так и для государственного служащего.

Вот так и появились в нашей стране учебные заведения (одно из которых позже заканчивал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин). Безусловно, это был колоссальный прорыв в формировании интеллектуальной элиты общества. Не забывайте, при этом, что в России (до Петра)  образование фактически было домашним! Однако время шло и развитие промышленности и капиталистических отношений в России 19-го века потребовало вовлечение в процесс серьёзного освоений знаний накопленных цивилизацией уже не только дворянских детей, а гораздо более широких масс различных сословий. Обучение ребёнка на полном пансионе - вещь архидорогостоящая, а потому - далеко не для всех доступная. В результате, в России сформировались фактически обычные в нашем понимание школы, которые существуют и по сей день. Правда, в отличие от того, что будет сделано в СССР, они разделялись на гимназии и реальные училища (про ЦПШ - церковно приходские школы я писать не буду). Отличие состояло в том, что гимназии имели изначально гуманитарный уклон, а реальные училища - технический. После революции коммунисты сделали все школы одинаковыми. Элитарные учебные заведения были уничтожены, так как были для коммунистов ярким выражением классовой несправедливости, а разделение на гуманитариев и технарей вставало в противоречие с известным тезисом о всесторонне развитой личности каковым и должен был являться каждый строитель коммунизма. Расскажу ещё про один забавный момент. Когда в СССР ввели школьную форму, то (может быть даже случайно) исправили одну ошибку которую допустили чиновники образования в царской России. Дело в том, что гимназисты и реалисты имели разную форму одежды. Зачастую это приводило к очень частым массовым дракам мальчишек из разных школ, так как футбола, рок-музыки и фанатов всех этих мероприятий ещё не было и в помине,  а тут образ "врага" был ярко отмечен соответствующей одеждой. Советские школьники носили одинаковую форму,  что, впрочем, не мешало мальчишкам как и прежде бить друг-другу морды, но уже по другим принципам (он не из нашего двора или не с нашей улицы).  Видимо, с природой действительно спорить глупо!

Впрочем, и в СССР были школы где ребёнок фактически жил. Я не затрагиваю в данной работе вопросы военного образования, поэтому и не упоминаю в рамках царской России про кадетские корпуса, а в рамках СССР про суворовские и нахимовские училища. не соответствует тематике работы и разговор о специализированных учебных заведениях для детей-инвалидов.

Отбрасывая то, о чём я только что написал, можно выделить три типа таких учебных заведений:

1. Колонии для малолетних правонарушителей

2. Спортивные интернаты

3. Интернаты с углублённым изучением каких-либо предметов.

Первый пункт понятен и без комментариев, образование второго типа учебных заведений в определённый исторический момент времени было вызвано тем, что СССР был суперспортивной державой, а третий пункт с тем, что СССР был супернаучной державой.

Всё же, общий процент этих учебных заведений был ничтожен по отношению к обычным школам.

Теперь можно вернуться к основной теме. Наличие учреждений под номером 1 явно не свидетельствовало о превосходстве социализма над капитализмом и советское государство (надо отдать ему должное) вело тотальную борьбу по всем направлениям за то, что бы дети не попадали под влияние улицы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что бы там ни говорили, но в СССР было создано громадное количество возможностей для занятий ребёнком спортом, и массой других интересных и полезных видов деятельности. Да, конечно, это было развито далеко не везде. У нас, к примеру, и сейчас ещё есть деревни в которых до сих пор нет электричества (были они и в Советском Cоюзе - только об этом знали не граждане всей страны, а только жители этой деревни). Какое уж тут развитие ребёнка если дом освещается керосиновой лампой (в лучшем случае).

Однако, "тоталитарный", "идеалогизированный", "недемократичный" советский режим боролся за социализацию ребёнка предоставляя ему целый комплекс возможностей для самореализации (Спортивные школы, Дома и Дворцы пионеров, Станции Юных техников, Юных натуралистов,профильные и обычные пионерские лагеря, музыкальные и художественные школы, я просто раздолбаю клавиатуру на своём "компе" если продолжу оглашать весь список...) Но тот же самый "тоталитарный", "идеалогизированный", "недемократичный" советский режим (видимо по своему скудоумию и не умению считать деньги) не смог додуматься до очень простой идеи: Зачем содержать весь этот огромный комплекс дополнительных образовательных услуг, если можно всё это просто впихнуть в обычную школу и заставить там сидеть детей с утра до ночи чем окончательно разгромить и уничтожить проклятую "улицу"!

 

 Теперь о будущем. Предположим, что эта идея перевода школ Москвы на полный день будет реализована хотя бы на 70 процентов. После этого получится, что две трети школ Москвы автоматически закроют для подавляющего большинства своих учеников возможность заниматься в не учебное время в различных учреждениях дополнительного образования. Это смогут какое то время делать дети которые уже нашли себе интересное дело (при этом таская с собой постоянно кучу справок и записок от родителей) или часть детей которых родители будут сами забирать из школы и куда то отводить заниматься. В любом случае, это приведёт к тому, что большинство учреждений дополнительного образования начнёт испытывать искусственно созданный дефицит в наполняемости своих детских коллективах. После этого, Высокое московское образовательное начальство резонно заметит, что в нынешних исторических реалиях эти организации себя видимо исчерпали и начнёт их закрывать. Почти все детские досуговые учреждения в Москве построены ещё во времена СССР, зачастую, многие здания нуждаются как минимум в обычном, а часто и в капитальном ремонте. Закрыв эти объекты, московские власти в перспективе получат неплохие площади для весьма выгодного им и необходимого для города строительства. На этих местах всего за пару лет возникнут новые офисы или жилые дома. 

Весь этот отнюдь не гипотетический проект можно запросто реализовать более чем на 50 процентов в течении ближайших пяти-семи лет. При этом, можно совершенно спокойно игнорировать некие возможные но весьма локальные протесты населения спокойно объясняя людям, что ничего страшного не произошло, просто Ваши дети теперь будут заниматься тем же,чем и раньше, только в здании своей школы, что гораздо удобнее, безопаснее и т. д. По сути, то что я написал - это основной абзац этой статьи. В нём раскрывается ФИНАНСОВЫЙ смысл перевода московских школ на полный день. На мой взгляд, только наивный человек может считать, что в наше время какая-нибудь реформа проводимая властью может быть направлена на улучшение его жизни. Это, конечно, очень редко случается и так, но только в том случае если по счастливому стечению обстоятельств совпали интересы людей  и финансовые интересы власти.

На самом деле ничего страшного действительно не произойдёт. Просто я по своему профилю деятельности могу однозначно утверждать, что уровень обучения детей шахматами в рамках школы полного дня будет ниже, чем практически в любом учреждении дополнительного образования, ни говоря уже о спортивных школах. Это утверждение даже не требует доказательства. Всё это можно видеть и сейчас сравнивая силу школьных шахматных команд из школ где есть шахматные кружки с детскими командами играющими в первой лиге чемпионата Москвы. И не для кого не секрет, что самые сильные школьные команды просто имеют в своём составе детей которые занимаются на самом деле не в своей школе, а в спортивной или в другой серьёзной секции. Если нужен конкретный пример - пожалуйста! Школе №237 занявшей третье место на финале чемпионата Москвы среди школьных команд имея отнюдь не блестящий состав со   второй доски по пятую (ни одного ребёнка с первым разрядом) оказалось достаточно одного мальчика Юсубова Тимура который просто снял первую доску с результатом 8 из 9. Но, Тимур занимается шахматами не в 237 школе где учится, а в ЦДТ "На Вадковском". Это частный пример, но те кто в теме знают каким образом чаще всего формируются и усиливаются самые лучшие школьные команды нашей страны для побед на соревнованиях. Об этом,  в частности, можно прочитать в очень хорошей статье Сергея Загребельного "Осторожно взрослые!"

Что бы (не приведи господи!) никто не подумал, что я считаю что уровень детей занимающихся в школьных шахматных секциях ниже из-за тренеров лучшие из которых идут работать в спортивные школы - поясню: В школах работает много хороших тренеров по шахматам, но проблема не в них, а в самой организации процесса. Маленькая выборка детей (мы можем выбирать только из учеников одной школы) ведёт к резкому снижению вероятности прихода в данный коллектив большого количества детей с большим желанием заниматься шахматами, с желанием трудиться и ещё имеющими к этому способности выше средних. Таких детей очень немного! А  700 учащихся одной отдельно взятой школы очень маленькое число для выборки. Этот факт естественным образом понижает средний уровень секции и становится тормозом для развития лучших ребят. И тут какого ты тренера не пришлёшь работать в школу, что бы создать по настоящему серьёзную шахматную секцию нужны просто титанические усилия и полная поддержка руководства. Пожалуй, единственный яркий пример в Москве это школьная команда Сабурово (школа №1828) где в лучшие годы работали одновременно четыре тренера по шахматам, да и по числу учащихся школа была просто огромной! В лучшие годы команда школы №1828 уступала по силе только СПОРТИВНЫМ ШКОЛАМ МОСКВЫ (!) (и это в командных соревнованиях на 10 досках, а не как играют школы между собой на 5) при этом школа №1828 имела в своём составе только детей занимающихся шахматами именно в своей школе. К сожалению, всё это уже в прошлом.

Далее, наивно полагать, что в рамках школы полного дня в большинстве случаев ребёнку дадут заниматься шахматами хотя бы 2 часа. Вы просто посчитайте, что если ребёнок в 13.00 заканчивает учиться, потом 30 минут на обед, потом полтора часа на принудительную и полезную для здоровья прогулку, потом его воспитатель посадит делать уроки (при этом, уроки должны быть все сделаны под строгим руководством воспитателя). А в 18.00 вроде как уже ребёнка должны забрать родители. Вам не кажется, что в рамках такой организации процесса будет так, как я описывал выше занятия в частной школе (40 минут бисероплетения - 40 минут шахматы - 40 мнут ДзюДо)?

Впрочем, всё это конечно же лучше, и уж во всяком случае полезнее, чем вечером пропадать в шахматной секции далеко от твоего дома, а потом до 12 ночи делать домашнее задание. Спорить не буду... Просто хочу заметить, что при таком раскладе, шахматами лучше и полезнее не заниматься вообще, так как это пустая трата времени.

Не могу судить как будут чувствовать себя в рамках школы полного дня люди которые занимаются с детьми не шахматами, а любыми другими видами деятельности входящими в систему дополнительного образования. Кому то, наверное, будет хорошо. А что касается лично меня, то происходящие вокруг все годы начиная с 15 и до почти 37 лет заставляют всё время вспоминать старинное китайское проклятие: "Что б ты жил в эпоху перемен!"

 

                                                                                         ДОМОЙ

Сайт создан в системе uCoz