Предыдущая страница                         Глава IV

                                                   Сложная соперница

 

Новогодняя сказка не может продолжаться долго, вот и сейчас всё начало входить в обычное русло. Сразу по приходу домой Серёжи мама, посмотрев на сына, сказала:

– Ты чем занимался? Ты вроде в шахматы пошёл играть?! Ой! Ноги все мокрые! Быстро раздевайся и в ванну!

Утром привычное: зарядка, потом пробежаться выкинуть мусор, умываться, и т. д. Ну а потом пришлось вспомнить про физику…

Серёжа раскрыл учебник и записал в тетрадке тему: «Закон Архимеда». Задание состояло в том, чтобы заполнить большую таблицу, где слева был список тел, а справа надо ответить на вопрос – тонет это тело или не тонет в пресной воде и второй вариант – в солёной воде. Серёжа довольно быстро писал ответы в двух колонках, пока не дошёл до строчки «картофель». С картофелем у него после урока, на котором изучалась тема «Условия плавания тел», ясности не было и вот почему. Многие считают, что испортить урок могут только двоечники, однако, это не совсем так. Отличник, если он захочет, может сделать намного хуже, да ещё и изощрённым способом, да так, что никто и ничего сразу не поймёт. В классе Серёжи учился мальчик, у которого и четвёрка по любому предмету была из ряда вон выходящим событием. Родители уделяли вопросу образования сына повышенное внимание, граничащее с чрезмерным.  Дело ещё усугублялось тем, что мама мальчика работала учителем физики, но не в той школе, где учился её сын, так как папа, свободно владевший четырьмя иностранными языками, включая латынь, настоял на обучении мальчика в гимназии, то есть в школе с уклоном в гуманитарную сторону.

Прошлым летом мама прошла вместе с сыном весь учебник по физике для седьмого класса, и теперь Витя скучал на уроках, так как уже всё знал, что в итоге начало выливаться в мелкие конфликты с учительницей по поводу поведения, а потом учительница поставила Вите четвёрку за контрольную работу, докопавшись в общем-то до ерунды, и Витя ей отомстил… В отличие от всех ребят из класса Витя не только уже прошёл весь учебник, но и имел доступ к тем пособиям, которые для школьников обычно остаются тайной, а именно к материалам, по которым его мама сама готовилась к проведению уроков. К занятию по теме «Условия плавания тел» учительница и мальчик готовились по одному и тому же пособию, но только с совершенно разными целями. Если для учительницы раздел «Оборудование»:  сосуды с водой, маслом, набор тел разной плотности, деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирка с поваренной солью, пластилин, пробирки с песком, прямоугольный параллелепипед из пенопласта («плот»), эпидиаскоп, диапозитивы, динамометр, цилиндр измерительный, гири – был только списком того, что нужно подготовить к уроку, то для Вити из всего этого ассортимента представлял интерес один лишь клубень картофеля.

Перед уроком, улучив момент, Витя нашпиговал небольшую картофелину, неосмотрительно оставленную учительницей на столе, принесёнными из дома металлическими иголками, загоняя их внутрь так, чтобы ничего не было видно на поверхности. Всё на уроке у учительницы сначала шло хорошо и гладко.  Вызванная для демонстрации опыта ученица кинула картофелину в обычную воду и та, как ей и положено, утонула. Потом учительница высыпала в воду заранее заготовленную пробирку соли, девочка кинула туда клубень, и он опять утонул… Это было очень странно, учитывая то, что буквально на предыдущем уроке с параллельным классом тот же самый клубень не тонул в том же самом сосуде при одинаковой концентрации соли в воде… Учительница как-то попыталась объяснить, что, видимо, мало соли, и это в данном случае была чистая правда, но не стала продолжать опыт, так как соль ещё надо было найти, а дело усугублялось тем, что на задних партах сидели юноша и девушка – студенты педагогического вуза, которые должны были учиться у давно работающего в школе преподавателя проводить уроки в школе.

Серёжа пошёл на кухню и обратился к маме с вопросом:

– Мама, а картошка тонет в солёной воде?

– Конечно, тонет! А что? – Школа у Ирины была давно уже позади, с точки зрения теории этот вопрос её не интересовал, а на плите как раз стояла открытая кастрюля с довольно большими клубнями очищенной картошки, заставить всплыть которые могло только такое количество соли, засыпать которое в воду для приготовления данного продукта было бы безумием.

– Мама, вот я сейчас в задании отвечу неправильно, мне двойку поставят, и ты меня ругать будешь! Она, по идее, не должна тонуть! Но, правда, вот у нас на уроке тоже утонула, но учительница говорила, что соли было мало.

Серёжа взял с мойки стакан и налил в него воды из-под крана.

– Мама, отрежь мне, пожалуйста, маленький кусочек картошки, и соли дай. Я думаю, что мне совсем немного понадобится!

Опыт не занял много времени.

– Вот, смотри! Видишь, и правда, не тонет!

Серёжа ушёл в комнату, записал в табличке правильный ответ и задумался.

«Вот что толку, что он теперь точно знает, что картошка не тонет в солёной воде? Мама, вот, не знает, а картошку очень вкусную готовит! А, наверное, когда мама была ребёнком, её тоже учили в школе, что картошка не тонет в солёной воде… А если бы она на уроке по-другому сказала, ей бы двойку поставили и потом её родители ругали! А вот где может пригодиться такое знание? Где? Что люди ещё могут делать с картошкой, кроме как её есть?»

Серёжа вновь взглянул в тетрадку с заполненной таблицей и с тоской прочитал в учебнике следующее задание: для каждого из случаев нарисовать рисунок…

И вот, наконец, свобода! Пятнадцать минут пешком и снова туда, где настоящая и насыщенная борьбой жизнь!

Неожиданный проигрыш одного из фаворитов турнира в первом туре на следующий день повлёк за собой жеребьёвку, которая вызвала полное замешательство у мамы Саши Левченко. Приехав на второй тур соревнования за полтора часа до начала игры и ожидая тренера, который должен был появиться с минуты на минуту, чтобы подготовить её сына к сопернику перед партией,  Лена смотрела на висевшую на стене таблицу в состоянии лёгкого шока. Сегодня утром она даже звонила организаторам и узнавала, с кем играет сын, и ей сказали, что Левченко играет чёрными с Бобровым. Погружённая ещё в большей степени только в ту часть детских шахмат, где играли ровесники её сына плюс-минус год, Лена была практически уверена, что это какой-то старший ребёнок, но такой же перворазрядник, как и её Саша. Вот она и не стала уточнять у организаторов квалификацию оппонента, а спокойно понадеялась на то, что информация об этом сопернике наверняка есть у тренера. Работавший с Сашей специалист заслуживал восхищения. Не имея компьютера, которые в то время были ещё не так уж доступны, он, тем не менее, вёл огромную базу по московским детям-шахматистам. Во время соревнования тренер по нескольку часов просиживал в помещении, где для подготовки к игре хранились бланки партий из сыгранных туров, и выписывал к себе в огромную тетрадь – кто и что, и как играет. Такая тетрадь у него была отнюдь не единственная, но во всём этом хозяйстве, которое он всегда носил с собой в старомодном кожаном портфеле, была очень чёткая структура и порядок, что позволяло легко и быстро получать всю необходимую информацию.

Вчера Лена совершенно не обращала внимания на верхнюю часть таблицы, так как выискивала внизу известных ей сильных детей из Сашиного возраста, но теперь ситуация изменилась. Женщина изучала четвёртую строчку турнирной таблицы, на которой у соперника вместо разряда красовались две гордые буквы МФ, что означало казавшуюся ей бесконечно далёкой звёздную вершину под названием Мастер ФИДЕ. А в следующей колонке стояли четыре цифры международного рейтинга, сложившееся в грозное число 2340, оценить которое Лена могла только арифметическим путём, так как пока её познания в этом вопросе ограничивались знанием международного рейтинга Сашиного тренера, который был на сотню с лишним пунктов меньше…

Воспользовавшись тем, что мама ничего не видит кроме таблицы, Саша, наконец, дорвался до горки, но играть там приходилось в одиночестве, так как он был самыми первым участником, кто пришёл на второй тур, а подошедший к таблице тренер стоически перенёс неожиданное известие, ограничившись сначала удивлённым:

– Кому же он проиграл?

Выяснив – кому, тренер вздохнул.

 – Да… И такое бывает… Это, конечно, перебор, но всё равно будет готовиться. По Боброву у меня информации очень много…

Мама пошла за сыном. Если бы сейчас эту ситуацию видели организатор и судья небольшого детского турнира, на который Лена впервые вывела в свет только что отметившего свой пятый день рождения Сашу, имевшего тогда  несуществующий в шахматной классификации пятый разряд, и где она устроила скандал по поводу того, что её сына свели играть с семилетним третьеразрядником, они бы очень порадовались положительным сдвигам. Мама  Саши не нападала на людей проводящих турнир, которые свели её девятилетнего ребёнка-перворазрядника с пятнадцатилетним мастером ФИДЕ, а тогда она буквально вынула душу и из судьи, и из организатора, которые ровным счётом ничего не нарушали и никому не подсуживали, и даже пытались объяснить, что всё по правилам и ничего страшного нет, но убедить возбуждённую женщину в своей правоте так и не смогли  Всю оставшуюся часть того соревнования организатор, про себя прозвавший маму Саши «полоумной овцой», старался обходить её стороной, а у Лены отношение к тем людям изменилось в лучшую сторону только после того, как в одном из следующих туров судья заставил соперника её сына ходить той фигурой, за которую мальчик взялся и Саша выиграл, а потом на закрытии организатор вручил её малышу, как самому юному участнику, в качестве приза маленькую плюшевую собачку,  которая тут же стала у Саши самой любимой игрушкой…

Во втором туре наверху начались серьёзные бои, так как в борьбу против кандидатов в мастера спорта в своём большинстве вступили уже ребята, имевшие кандидатские баллы и вчера обыгравшие обычных перворазрядников. А, как вы уже могли убедиться, балльники на многое способны, и даже, порой, могут наказать за дебютную ошибку и потом не выпустить мастера ФИДЕ, хотя, конечно, то был весьма и весьма редкий случай.

По иронии судьбы Денису по жеребьёвке выпало играть с девушкой, в которую он вчера случайно попал снежком. Казалось бы, такое мелкое происшествие не могло оказать никакого влияния на шахматную партию, но мы всё же за этой игрой с вами понаблюдаем.

                                                   ПРОСМОТР ПАРТИИ

Денис играл белыми и после 1.d4 d5 2.c4 e6 3.Kc3 Ce7 4.Kf3 Kf6 5.cd ed 6.Cg5 c6 7.e3 Cf5 на доске возникла позиция из разменного варианта ферзевого гамбита. Девушка пока была полностью в курсе основных дебютных идей и делала сильнейшие ходы. После 8.Cd3 Cd3 9.Cf6 Cf6 10.Фd3 0-0 11.0-0 Kd7 чёрные благополучного разменяли своего «плохого» белопольного слона. В  свою очередь уже Денис избавился уже от своего не лучшего слона, поменяв его на коня и воспользовавшись тем, что слон противницы покинул диагональ а3-f8, сыграл 12.b4 и начал стандартную в этой позиции атаку пешечного меньшинства.

Если бы у девушки был такой тренер, как у Саши Левченко, то он точно бы не допустил того, что произошло дальше. Эта схема была отработана у Дениса уже годами, и просмотр его партий показывал, что сейчас девушке-двухбальнице предстояло на протяжении серии ходов играть не с мальчиком – кандидатом в мастера спорта, а опытнейшим международным гроссмейстером. Этот план был изучен Малиновским вдоль и поперёк со многими нюансами под руководством двух тренеров и на личном опыте из большого числа партий. Готовь девушку к партии тренер, он должен был бы или показывать ученице, как организовывать чёрными контригру в этом варианте, или попросту уйти на «запасной аэродром», так как в арсенале юной шахматистки была ещё и славянская защита, где Малиновский был бы намного менее убедителен. Но тренера у девушки уже практически не было, она, в определённом смысле, заканчивала свою шахматную карьеру, да и на турнир пришла из-за подруги… Впрочем, некое честолюбие всё же присутствовало, а в соревновании была вполне реальной норма кандидата в мастера спорта.

Девушка сыграла 12…a6, чтобы затруднить белым продвижение их пешки на b5, а в случае дальнейшего a4 и b5 разменять пару пешек, избавиться от возможности получить две слабости и открыть для своей ладьи линию «а». Это был абсолютно нормальный ход, но и тут был свой нюанс, состоящий в ослаблении поля b6, так как всё хорошо никогда не бывает. Действующий чемпион Москвы среди мальчиков до 12 лет прекрасно знал, что надо делать в этом случае, а вот чёрные начали топтаться на месте.

13.Лfc1 Фe7 14.Лab1 Лfe8 15.Ka4 Лac8 16.Kc5. Немного поколебавшись, девушка взяла нагло вторгнувшегося в её расположение белого коня 16…Kс5 и после моментально последовавшего 17.bc тут же пожалела о своём решении.  Пешка b7 в позиции чёрных теперь стала ужасной слабостью, и план игры за противника был абсолютно ясен – нападать на эту пешку всем, чем можно.

Увидев, что соперница, судя по всему, надолго задумалась и очень довольный своей позицией, Денис пошёл посмотреть, как играются другие партии, а девушка сейчас даже не обдумывала план игры, а корила себя за неосторожный размен коней. Почему-то ещё вспомнилось, как этот мальчишка вчера залепил в неё снежком. Нет, девушка была уже взрослая и конечно понимала, что это было сделано не специально, но… Как-то всё сложилось – и шахматное, и не шахматное, пришла полнейшая концентрация и теперь уже юная шахматистка начала играть на очень высоком уровне, сумев cобраться и грамотно организовать оборону в худшей позиции.

Прогуливаясь по игровому залу, Денис отметил про себя, что у Скворцова равенство, и тут его внимание привлекла партия, где между соперниками была бросающаяся в глаза диспропорция.  Коренастый и широкоплечий мастер Бобров, по комплекции гораздо больше напоминающий подростка, занимающегося борьбой, чем шахматиста, нависал над доской, а напротив него сидел маленький и худенький Левченко. Сидел как-то съёжившись и от того казался ещё меньше. Таким же маленьким и несчастным казался забившийся в угол Сашин белый король, вокруг которого сгруппировалась туча из чёрных фигур, и из неё  явно намечался решающий удар с громом и молниями, а если писать банально, то с обычным матом. Левченко был практически единственным в Москве ребёнком-шахматистом младшего, чем Денис, возраста, который почему-то, не смотря на разницу в классе, был для него страшно неудобным соперником, и их, к тому моменту, пять сыгранных партий стоили Денису огромных нервов. Счёт в их личных встречах был 3:2  в пользу Дениса, но последнюю партию он Левченко проиграл… Не умеющая играть в шахматы мама не знала, что у Левченко сменился тренер и новый специалист, благодаря своему досье на московских детей-шахматистов, просто нашёл брешь в дебютном репертуаре Дениса и тот залетел под подготовку.  Сгоряча она наобещала сыну столько всевозможных неприятностей, если такое хоть раз ещё случится, что ему совершенно не хотелось сыграть с Сашей ещё и в этом соревновании, где пока всё началось очень хорошо.

С видом если не короля этого турнира, то уж точно – наследного принца, в общий зал из лидерского пришёл стройный кудрявый фаворит турнира Дорохов, по которому уже «сохли» почти все девочки его школьного класса и ещё несколько шахматисток... Подошёл к столу, где играл Бобров, посмотрел на позицию, потом на маленького соперника Боброва, усмехнулся и пошёл обратно к выходу.  Другие партии его не интересовали.

 Порадовавшись, что Саша сейчас проиграет и выпадет в самый низ турнирной таблицы, Денис вернулся к доске, на которой соперница сыграла 17…Фd7. Белые начали давить на слабую пешку и после следующих ходов: 18.Лb3 Лb8 19.Лcb1 Cd8 20.Ke5 Фc8 21.Фe2 Сс7 22.Kd3 Лe6 23.Фb2 выстроили мощнейшую батарею по линии «b». Немного подумав, девушка пошла 23… Лe7, защитив пешку b7 тактическим способом, так как находящуюся под тремя ударами против двух защит пешку всё равно было брать нельзя из-за дальнейшего удара Ch2 шах с открытым нападением.

Денис отвёл короля в угол 24.Kph1, чтобы лишить соперницу этого тактического ресурса, девушка отошла слоном 24…Cd8 и слабая пешка b7 получила три защиты против трёх нападений, Денис сыграл 25.Kb4, создавая угрозу взятия пешки а6, так как после ухода слона пешка b7 оказалась связанной, девушка отвела ладью в угол 25…Ла8 и развязала пешку, а взять слабость на b7 теперь мешал белый конь, перекрывший батарею. Денис вернул коня на ранее занимаемую позицию 26.Kd3, девушка вернула на место ладью 26…Лb8 и слабая пешка b7 вновь оказалась защищена. Примитивные нападения ничего не давали. Обхватив голову руками, Денис погрузился в глубокие раздумья над позицией.

В итоге Денис, которого уже научили, что если ничего нельзя сделать с одной слабостью соперника, то необходимо открывать второй фронт, пришёл к выводу, что надо прорываться в центре. Идея была, в общем-то, хорошая, но она существовала пока что только как идея без серьёзной детализации. В ней обрывочно фигурировал перевод коня то ли на g3, то ли на с3, ладья на е1, ход пешкой на f3, но сейчас Денис сыграл 27.Kf4  c целью поставить коня на е2, а потом уже посмотреть, как играть дальше.  Девушка на это ответила 27…Сa5 и Денис, которому этот слон мешал в смысле хода ладьёй на е1, напал на него ферзём 28.Фа3 (другая возможность – прогнать слона ладьёй –  даже не рассматривалась). Соперница отвела слона назад 28…Сc7 (она все последние ходы только этим и занималась, ходила фигурами туда и обратно, но у неё и особого выбора не было), а Денис сделал запланированный ход 29.Ke2.

Долго и пассивно обороняться бывает очень трудно и тяжело. Девушка уже от этого устала, но тут  она увидела интересную тактическую возможность наконец-то начать активную контригру, и это придало ей дополнительные силы. Чёрный ферзь, казалось бы, надолго прикованный к защите слабой пешки b7, резко метнулся на поле f5.

Денис, воспринявший этот ход, как тактический зевок, удивлённо посмотрел на позицию, потом на соперницу и увидел стоящего за ней своего тренера. Тренер с непробиваемым лицом изучал позицию Дениса. В те, теперь уже прошедшие времена, правила проведения детских турниров могли быть очень либеральными, а здесь организаторы никого не пускали только в тот зал, где играла первая двадцатка.

Денис, просчитав простенький вариант с жертвой ферзя: 30.Фа6 ba?? 31.Лb8 c быстрым матом по восьмой линии и убедившись, что если на 30.Фa6 соперница сыграет 30…Фf2 будет 31.Лb7 и вроде как ему-то мат поставить не должны, пешку е3 конечно съедят, но там и на с6 слабость и проходная по линии «а», пытался считать варианты дальше, но там всё сильно разветвлялось, ясности не было, и надо было только решиться на всё это или отказаться от драки. Времени на раздумья было уже не так уж и много, и Денис, буквально подавшись корпусом вперёд, потянулся к своему ферзю, но в какое-то мгновенье успел взглянуть на тренера. На лице наставника был изображён ужас…

Нет, тренер Дениса не обладал телепатическими способностями и не собирался ученику подсказывать, всё получилось совершенно естественно. А если долго работаешь с детьми-шахматистами, то можно иногда угадывать их ходы, исходя из позиции и даже из того, как ребёнок готовится пойти, даже по движению руки, по направлению взгляда…

У Дениса ёкнуло сердце, и похолодела спина. Он увидел за соперницу смертоносный промежуток 30…Фb1+!  Денис задёргался, посмотрел на часы, потом, даже практически ничего не считая, сыграл 30.Kрg1, чтобы защитить пешку f2, на которую напал чёрный ферзь, и тут девушка, элегантно взяв в руку слона, неожиданным и резким движением треснула им белую пешку, стоящую около короля 30…Сh2+.

О! Это был удар страшной силы! Но не в шахматном плане, а в психологическом! Денису даже показалось, что после 31.Kph2 девушка побьёт пешку на f2 ферзём, а потом как-то быстро поставит ему мат ладьёй. Денису потребовалась целая минута, чтобы убедиться, что это бред, и на самом деле речь идёт только о том, что соперница отыграет материал  и останется с лишней пешкой. Сердце билось очень учащённо, а ещё у Дениса начала дрожать нога под столом. Было бы весьма интересно, если бы сейчас была возможность замерить состояние мальчика с помощью приборов, а потом послушать о том, что думают медицинские светила по поводы полезности освоения детьми самой интеллектуальной в мире игры…

Денис побил слона 31.Kph2. Последовала та самая вилка 31…Фh5+ 32.Kpg1 Фe2. Денис уже ни о чём не думал, кроме того, чтобы отыграть материал и сыграл 33.Лb6 создавая угрозу взятия пешек на а6 и с6. Девушка двинула вперёд крайнюю пешку, чтобы прекратить спекуляции соперника с матом по восьмой горизонтали 33…h5, и за этим последовало 34.Лс6 bc 35.Лb8+ Kph7.

Денис в какой-то мере уже пришёл в себя, худшее было позади и вдруг ему начало казаться, что даже есть шансы на победу. Сейчас он сыграет ферзём на b2… Так… Шах на e1 ферзём не страшен. Если поменяет ферзей, пройдём первый контроль и будем играть ладейник со слабостями на a6 и с6… А с ним последнее время очень много занимались ладейными эндшпилями и Денис считал, что он в них уже очень хорошо разбирается… Не поменяется, так всё равно пешки слабые…

Денис сыграл 36.Фb2 и когда соперница, которая поймала какой-то кураж, буквально через несколько  секунд пожертвовала на е3 ладью (36…Лe3) на Дениса уже было больно глядеть со стороны…

Девушка посмотрела на сидевшего напротив мальчишку даже с некоторым сочувствием и, протянув вперёд руку, спросила:

– Ничья?

Денис, уже увидевший, что после взятия ладьи будет вечный шах, руку пожимать не стал, остановил часы, поставил на бланке результат партии, подписал бланк соперницы, резко встал и вышел из зала. За ним устремился тренер…

«Невежа!» – подумала девушка. «Вообще-то белые должны бланки относить, когда партия вничью заканчивается! Ну и ладно».

После этого она, не поднимаясь со стула, достала из сумочки косметичку, так как подозревала, что после партии, которая и ей стоила больших переживаний, нужно привести себя в порядок, а бланки и судья подождут.

Эту партию Дениса его папа разбирал на компьютере, тренер, так же, используя компьютерный анализ, дал несколько общих рекомендаций, но, в целом, бездушная техника вынесла следующий вердикт: Ошибки с обеих сторон были, но не выходили за пределы нормы. Позиция оставалась ничейной с момента начала партии и до самого её конца. Всё сопутствующее этому были только эмоции и не более того…

А ещё Денис пока ничего не узнал о том, что, наблюдавшей за его игрой новый тренер, сделал в своём блокноте в отношении своего ученика следующие записи:

1.                Устаёт и теряет концентрацию к концу третьего часа игры.

2.                 Излишне эмоционален и не сдержан.

Обратить внимание родителей на повышение физической подготовки мальчика, в шахматном плане отработать методы принятия более взвешенных и практичных решений в условиях недостатка времени… Иначе говоря, не видишь как усиливаться, прессуй соперника, не поддавайся на провокации, не затевай авантюры. Сам дёрнется, и примешь готовенького или после первого контроля спокойно найдёшь план и будешь дожимать.

Серёжа также сыграл во втором туре вничью, но ничем не примечательную партию.

                                                                                                                            CЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА



Сайт создан в системе uCoz