ПРО ФОРМИРОВАНИЕ

                               ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА

                                 ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ

Очень свежая история из своей тренерской практики. Случилась в этот четверг (25-го октября 2007 года). На предыдущем занятии я объяснял детям первого года обучения как записывается шахматная партия. Делалось это в режиме сеанса одновременной игры (поснимав у себя с доски ферзя и обоих ладей, чтобы не париться возможностью быстро обыграть ребёнка (на фига это надо), а сконцентрироваться на записи им партии. Партия должна была продолжаться как можно дольше. И вот теперь, дети должны были играть друг с другом с часами и с записью. Первый раз в жизни.

Я начал объяснять порядок действий при этом процессе. Для большей наглядности нарисовал на доске следующее:

"ЭТО ЖЕ АЛГОРИТМ!" -  с восхищением сказал один мальчик. Я, про себя, подивился знакомству ребёнка, который только пошёл в третий класс с таким мудрёным словом, ну а потом просто посадил детей играть друг с другом. Этот мальчик (Валя) сыграл свою партию. Записал. Мы разобрали партию. Валя и его соперник ещё узнали про знаки "!" и "?", которыми отмечаются хорошие и плохие ходы. Потом я пошёл разбирать партию к следующей паре ребят, которые в этот момент уже закончили свою игру. И тут я вижу, что Валя подошёл к доске и начал что-то чертить. Моё удивление всё нарастало и нарастало. Обычно, дети на доске начинают всякую хрень рисовать, но тут! Когда юный начинающий шахматист закончил (и на доске почти не осталось живого места) я увидел вот это

 Автор полагает, что даже среди взрослых, читающих этот сайт, найдутся люди, которые не сразу вспомнят (а кто-то и вообще не знает) как это называется. А это БЛОК - СХЕМА! Это ещё ребёнок (а он недавно узнал как ходят фигуры) просто не в курсе, что ничья может быть по соглашению, в случае троекратного повторения позиции, по правилу 50 ходов и т. д. Это он ещё не имеет опыта игры с часами и пока что, всё что от него нужно - нажимать кнопку после хода (а то бы он и просрочку времени включил). Доски бы ему тогда явно не хватило! Всё впереди!

В состоянии сильного обалдения, я поинтересовался у мальчика:

- У тебя кто-то из родителей программист?

- Нет! У нас в школе ИНФОРМАТИКА со второго класса!

И мальчик (применительно к шахматам о которых он узнал совсем недавно) легко применил знания полученные на уроке ИНФОРМАТИКИ. Я почувствовал себя ... ну как бы это сказать... Ну если то, что я на доске нарисовал был алгоритм (а мальчик так и считал), то, можно сказать, что мне реально показали: "Дядя, не считай меня за идиота! Не надо упрощать. На самом деле должно быть вот так!" 

                                 ДАЁШЬ ИНФОРМАТИКУ СО ВТОРОГО КЛАССА ПО ВСЕЙ СТРАНЕ
                             ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЁНКА ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ?!

А теперь цитирую уважаемого Игоря Георгиевича Сухина по поводу того же самого ВПН (внутреннего плана действий). http://www.chesspro.ru/_events/2007/suhin.html

Именно шахматы?
- Именно. Я "прочесал" всю педагогическую и психологическую литературу, и выяснил, что, несмотря на исключительную важность ВПД для ребенка, в общеизвестных системах школьного и дошкольного обучения он, как правило, целенаправленно не формируется. Среди традиционных приемов формирования ВПД в массовой школе можно назвать лишь устный счет и устный разбор слов и предложений. Вместе с тем указывалось, что формирование ВПД является одной из центральных проблем не только детской, но и общей психологии, причем, по данным большинства исследователей, наиболее интенсивно он развивается в дошкольном возрасте. Я сейчас параллельно модерирую форумы Всероссийского интернет-педсовета (дошкольные, начальной школы и шахматные), и на данных форумах учителями не раз задавался вопрос: как сформировать у детей внутренний план действий? С помощью каких средств этого можно добиться? Я отвечал, что таким инструментом являются шахматы. Кроме меня, никто из педагогов и психологов, участвующих в работе Всероссийского интернет-педсовета, другого равноценного инструмента до сих пор не предложил

До этого четверга (хотя и имею прямое отношение к той сфере деятельности которая называется программирование) никогда не думал, что это применимо к бурно обсуждаемому сейчас вопросу о ВСЕОБУЧЕ (в плане шахмат). А вот теперь задумался. А смотрите - что получается. Вам не кажется, что ИНФОРМАТИКА (именно ИНФОРМАТИКА, а не курс компьютерного пользователя, который во многих школах выдаётся за ИНФОРМАТИКУ) может оказаться достойным конкурентом. Если неизвестному мне (но уже заочно вызывающему уважение учителю) в рамках школьных уроков удаётся добиться такого результата у мальчика, который учится в третьем классе (!) (не думаю, что он там один такой выдающийся), то в смысле внутреннего плана действий, вы меня конечно простите, но вот эта базовая часть программирования (построение блок-схем) она даст 100 очков вперёд чему угодно, включая шахматы. Я хочу ещё просто посмотреть на того, кто попытается этот тезис оспорить. Это же формирование ВПД можно сказать в кристально - чистом виде! А теперь добавьте к этому, что на уроках ИНФОРМАТИКИ дети имеют доступ к компьютерам, от которых они просто прутся! Если всё это в игровой форме и с применением специально созданных обучающих программ. Ребята! Похоже наши не пляшут! И ИНФОРМАТИКА - официальный предмет в наших школах с 1985 года! Конечно, не со вторых классов, но оказывается и так можно! А, ведь, наверняка, можно и вниз спуститься (в смысле в первый класс)... Ради Бога! Только не подумайте, что я против шахмат в школе! Просто (рискуя вызвать обсуждение этого вопроса, а может и нет), я неожиданно предлагаю альтернативу.

А что если ИНФОРМАТИКУ преподавать детям именно вот так (и опыт имеется) - это разве не мощнейший инструмент для формирования у ребёнка ВПД? И уж то, что никто на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ форуме не "предложил равноценного инструмента"! Я начинаю чего - то недопонимать... Да, это было сложно реализовать всего несколько лет назад, но за последние годы всё перевернулось. На днях Дмитрий Медведев отчитался перед ПРЕЗИДЕНТОМ, что в России все(!) школы подключены к Интернету (!) А значит, про наличие в школах компьютерных классов уже даже речи не идёт. Они просто везде есть.   

Вечером пришёл заниматься Рома. Мальчику 14 лет. КМС с рейтингом 2167. Взгляд Ромы упал на доску. Нет, Рома естественно знает что такое блок-схема. Он уже в 10-ом классе учится. Чтобы у Ромы не сложилось превратное впечатление, что тренер ополоумел и грузит чёрти чем малышей, я ему эту историю рассказал. Рома достал мобильник и заснял доску. Зачем - не знаю, но зато есть документальное подтверждение, что я это не придумал.

Когда рабочий день закончился приехал ко мне Тимур Азизов. На него это произвело сильное впечатление

- Это же в институте проходят! И не на первом курсе!

Отстали мы от жизни... Отстали! А Тимуру 24 года! Он, правда, в институте учился по теме гидромелиорация...

А ещё, из маленьких открытий, но уже о пользе шахмат. Никогда не задумывался над очень простой вещью. Впервые в жизни услышал от мамы Тимура Юсубова. Сейчас мальчику 12 лет, а пришёл он заниматься когда ему было шесть. Так вот. Оказывается, до того как он начал заниматься шахматами у него были проблемы с определением времени. Кстати, в мою бытность первоклассником, я хорошо помню свой пенал на котором были бутафорские часики. Помню, так же, как мы делали часы из бумаги на уроке труда. Помню, как нам объясняли на сделанных часиках -что значит без двадцати пять, десять минут второго и т. п. Так вот, оказывается, что как только маленький Тимур начал играть партии в шахматы с часами, все проблемы с этим вопросом исчезли. Хотите верьте - хотите нет! Так что, шахматные часы оказывается то же могут развивать ребёнка.


                                                                                                        ДОМОЙ



Сайт создан в системе uCoz