Кто и к чему стремится?

 

 

 

 

Не хочу, что бы дальнейшее выглядел пафосным, но всё жеЭто очень личная страничка – гораздо более личная, чем стандартный вариант Обо мне на этом же сайте. Эта страничка – по существу! В 16 лет я твёрдо решил, что всю свою взрослую жизнь буду работать с детьми. Сейчас совершенно не важно – насколько осознан был в этот момент выбор 16-тилетнего мальчишки. Просто это факт. Шахматы, при этом, не являлись чем то особенно влияющим на этот выбор ни сейчас, ни на тот момент времени. Я предельно честен. Найдётся мало тренеров готовых даже в лицо богатым родителям заявить, что шахматы весьма хороши для развития ребёнка, но совершенно неприемлемы для подавляющего числа людей как профессия. Поэтому, к этому процессу надо относится сдержанно. Я, лично, никогда не скрывал и не скрываю всех оборотных сторон, сопровождающих любимою мною игру ни от родителей, ни от детей (когда они достигают подросткового возраста) что  как раз и многим моим недоброжелателям очень не нравится, так как, по их мнению, ребёнок это неразумный объект воспитания которого нужно отучать жевать жвачку во время партии, а по ходу процесса откровенно доить его родителей!

Не спорю, что несмотря на свои достаточно либеральные политические взгляды, моим кумиром в выбранной мной сфере деятельности остаётся Антон Макаренко. Меня мало волнуют применительно именно к этому человеку вопросы типа того, что он руководил колонией во времена Сталина. Это был предельно честный человек, настоящий интеллигент, любящий детей. Причём, весьма сложных детей, пострадавших на страшном временном изломе. Но тот факт, что среди воспитанников А. Макаренко не было ни одного предателя во время Великой Отечественной Войны не могут оспорить даже самые ультрадемократы типа В. Новодворской, отрицающие напрочь всё хорошее, что имело место в коммунистическом СССР!

Я просто работаю с детьми и этим всё сказано. Это моя личная жизнь,  мой выбор. У меня нет амбиций по поводу того, что я должен подготовить гроссмейстера! И это не позиция Лисы из известной всем басни Эзопа в обработке Лафонтена.  Я просто не претендую на это (так как не могу это сделать ни по своей шахматной квалификации, ни по своим условиям работы) и более того, сразу же предупреждаю об этом родителей любого перспективного ребёнка.

Моя цель очень проста. Я уважаю детей которые ко мне пришли заниматься и остались, так как им интересны шахматы, так как они готовы бороться за то, что бы в этом детском коллективе он заняли своё место. А это даётся с большим и серьёзным трудом. Соглашаясь на всё это, они принимают определённые  правила игры и по сути тренируются жить и работать. Навыки которые они получат за счёт этого, будут на УРА восприняты их будущими работодателями, так как иметь готового и неглупого специалиста умеющего работать в команде и с воспитанным с детства чувством ответственности за свою работу и престиж коллектива согласятся подавляющее число хозяев больших и маленьких фирм! Ценность умения работать в коллективе никто отменить не смог (это отнюдь не изобретение коммунистов)! Они очень здорово востребованы и в рыночной экономике. Вот почему именно командные соревнования всегда имели для меня серьёзный приоритет. Вот почему мне страшно тяжко смотреть на тот крен который претерпели детские шахматы за последние 15 лет. Хочется просто кричать: “Люди! Неужели Вы не понимаете, что именно это и есть самое важное в детских шахматах! Дети должны общаться, вместе заниматься, дружить! Профи способны стать только единицы на тысячи! А что будет с остальными?  Какие у них останутся воспоминания о своём шахматном детстве? Что разовьют в них шахматы? Логику? Да кто Вам это сказал? Шахматисты? Или псевдоучёные от шахмат? Что вообще подразумевают под логикой подавляющее большинство людей не имеющих соответствующего образования? Нужно файсом об тейбал”? Нет вопросов! Пройдите, пожалуйста, в Интернете следующий тест. Или пускай его пройдёт Ваш ребёнок занимающийся шахматами. Это абсолютно корректный тест именно на ЛОГИКУ! Да, ЛОГИКА – это именно вот это! А Вы, наверное думали, что логика это понимать, что если у тебя лишняя пешка, то это значит, что неплохо бы перейти в пешечный эндшпиль? Да такой простой логической связке Ваш ребёнок каждый день обучается на математике даже в самой задрипанной школе и шахматы для восприятия этого момента (если А то B) абсолютно не обязательны! Я резок?! Может быть! Но, за то – это правда!

При этом, я совершенно не отрицаю всех многочисленных достоинств шахмат. Они учат концентрации, ответственности за принятие решений, самостоятельности (во многих её проявлениях) и в конце-концов это спорт доступный не только для физически здоровых телом, но и для тех, кто боец по характеру, но не вышел комплекцией, ростом или весом. Каждому – своё!

Продолжу тему ЛОГИКИ и ШАХМАТ. Давайте посмотрим в словарь Сергея Ивановича Ожегова. Логика - 1.Наука о законах мышления и его формах, 2.Ход рассуждений, умозаключений, 3. Разумность, внутренняя закономерность чего-н.  Теперь, давайте непредвзято обсудим колоссальное число раз встречающуюся в самых различных источниках фразу о том, что шахматы развивают логику. Первый пункт из определения С. И. Ожегова отпадает сам по себе.    Действительно, нельзя же утверждать, что шахматы развивают науку о законах мышления и его формах. Пункт №3 то же не подлежит обсуждению, так как шахматы да и ничто другое не могут развивать внутреннюю закономерность чего  бы то ни было. Пункт №2 гораздо интереснее. Развивают ли шахматы умение рассуждать и составлять умозаключения? Да, развивают, но только есть один серьёзный нюанс. Это происходит уже на довольно высоком уровне освоения игры.  Игра в шахматы новичков говорит скорее об отсутствии каких-либо серьёзных рассуждений и составлений логических цепочек. Расчёт вариантов крайне недалёк, или отсутствует напрочь, как у начинающих детей, строящих игру по принципу "увидел-напал!" Для построения серьёзных концепций, а не только счёта вариантов, необходим довольно большой багаж чисто шахматных знаний и опыта. Приведу пример рассуждений гроссмейстера их замечательной книги недавно ушедшего из жизни Давида Ионовича Бронштейна "Международный турнир гроссмейстеров".

 

Болеславский - Авербах (Цюрих, 1953 год)

 

 

"Создавшееся положение очень интересно. Естественный план белых - атака путем a2-a4 и b2-b4-b5 сталкивается с возможностями активной контригры чёрных, которые должны использовать слабости белых - пешку d4 и при случае провести b7-b6 и c6-c5. Чёрным, в свою очередь, выгодно при поддержке ладьи продвинуть пешку f7-f6. Если же они будут придерживаться пассивной тактики на обоих флангах, то, бесспорно, попадут в тяжёлое положение. Сейчас чёрные грозят ходом Cc8-g4 разменять коня и затруднить противнику защиту пешки d4; против этой угрозы и направлен следующий ход белых 20. Kf3-d2."

На самом деле, объём знаний которые нужны даже для такого небольшого рассуждения довольно велик. Здесь и знание типовых планов игры в сложившейся пешечной структуре, и понятие о слабых пешках и кусочек вечной проблемы - слон или конь?  С какого уровня игры шахматисту становятся жизненно необходимым уметь составлять такие цепочки рассуждений? Наверняка не с уровня третьего разряда!

Так вот, что бы шахматы действительно развили в ребёнке умение рассуждать и составлять умозаключения - его уровень игры должен достичь как минимум силы крепкого первого разряда. (моё частное мнение). А широкой общественности под набившим оскомину лозунгом, что шахматы развивают логику преподносятся многочисленные проекты в рамках которых дети просто двигают фишки или решают некие абстрактные задачи созданные на основе шахмат. И то и другое, может быть безусловно полезным, так как простое двигание фишек это естественный для ребёнка процесс игры и это гораздо лучше нежели озорство на улице, а решение любых задач напрягающих мозги эти мозги развивает. Только причём здесь, простите, логика?

Как бы лично мне ни нравились шахматы, рискну высказать весьма крамольную на шахматном сайте мысль. Курс геометрии Евклида который изучают в школе развивает умение рассуждать и составлять умозаключения на порядок лучше, чем шахматы. Да, математика детям на порядок менее интересна, но это наука, а не игра! Человечество проверило это  двумя с лишним тысячелетиями прошедшими с третьего века до нашей эры и до наших дней! Почему то вспомнился эпизод из романа Л. Н. Толстого "Война и мир" где рассказывалось о том, что князь Болконский (отец Андрея Болконского) учил свою дочь геометрии. Странно, что не шахматам... Видать небольшого ума был князь! Да и вообще, зачем ему было мучить свою дочку столь сложной материей, если к ней бы и так по достижению совершеннолетия выстроилаcь бы очередь из потенциальных женихов (один другого круче), не взирая на умственное развитие дочки и даже внешние данные. Нет, действительно странно...

Я вспомнил про геометрию ещё и вот почему. Один мой очень хороший знакомый-математик сегодня рассказал мне, что готовится к выпуску новый учебник по геометрии для средних школ нашей страны. Доказательства теорем будут из него практически убраны, а останутся только формулировки и задачи на их применение. Если это правда (а я нечему уже не удивляюсь), то всё это звенья одной цепи: шахматы - для развития, геометрия - для развития. Всё просто и понятно - думать надо минимум. Наверное правы те кто говорят, что каким то нехорошим силам нужно превратить нашу страну в сырьевой придаток с тупым населением. Только я лично думаю, что это мы сами врём себе, так как некогда нам в нашей суетной жизни задуматься об очевидных вещах или прочитать что-нибудь по настоящему стоящее. И некие абстрактные тёмные силы здесь совершенно не при чём! Разруха, как известно, бывает не в стране, а в голове!

 

Занимаясь шахматами, ребёнок первые годы обучения постоянно расширяет запас различных понятий который существуют в этой игре. Что бы оценивать позицию и составлять план игры нужно учитывать довольно большое количество факторов. Все эти понятия (элементы позиции) постоянно входят друг с другом в весьма сложные взаимоотношения. Бывает весьма трудно оценить - какой фактор окажется более весомым. Именно отчасти из-за этого шахматы и считаются одной из самых сложных и по-настоящему красивых интеллектуальных игр. И пока в голове шахматиста не сложились все эти основные понятия, не пришёл реальный опыт игры с пониманием, что шахматы это как и каратэ очень часто - борьба до первого пропущенного сильного удара, что ценность для партии каждого принимаемого тобою решения может быть очень высока, нельзя говорить, что шахматы сыграли роль в его развитии. Вот когда это случится, то можно смело утверждать, что определённая польза для развития имеет место. И дело уже даже не в логике, а в том, что ребёнок освоил сложный вид деятельности (понятно, что ещё не на профессиональном уровне, но уже и отнюдь не на дилетантском). Как будет складываться дальше - это уже другой разговор. Точно также, никто не рискнёт утверждать, что ребёнок вызубривший аксиоматику Евклида развил свои способности мыслить и составлять умозаключения. Для этого, простите, необходимо как минимум, пройти весь курс, научиться самостоятельно доказывать теоремы, опираясь на уже доказанное, и применять вновь полученные знания для решения прикладных задач. Всё о же самое можно сказать о любом другом виде деятельности. Везде существует минимальный объём знаний, умений и навыков позволяющий отличить разбирающегося человека от полного дилетанта. Разумеется, этот объём знаний  не позволяет назвать человек профессионалом - шахматистом или профессионалом - математиком.  Это база которая позволяет идти дальше, а уж идти или остановится - зависит от того, с чем в дальнейшем будет связана твоя жизнь. Поэтому, я считаю, что обозначенный мной для шахмат минимум это то, к чему ребёнок просто обязан придти если он начал заниматься шахматами. Если на это нет притязаний и желания работать, то время проводимое ребёнком за шахматами  можно оправдать только тем, что это лучше нежели бездельничать и скорее всего наводит на мысль, что лучше бы выбрать другой вид деятельности где (очень возможно) у ребёнка получится прилагать усилия для достижения хотя бы того самого минимума. Но это ещё не всё. Есть, если хотите, и идеальный вариант. Весь вопрос состоит в том, что знания можно получать по-разному. Понимаете, нанятые толковый репетитор реально сможет научить Вашего ребёнка доказывать теоремы и решать задачи. Он действительно разовьёт в ребёнке основы математического мышления. И с помощью этого человека Ваш ребёнок освоит школьную геометрию на том самом указанном минимуме. То же самое можно сделать и в области шахмат. В идеале же, необходимо научиться получать  знания ещё и самостоятельно! В книгах всё написано! Только не все их читают... Вот это и есть идеальный вариант. Если мы это применим к шахматам, то польза от их изучения действительно будет высока. Научиться с детства работать со специальной литературой по выбранному тобой на данный момент виду деятельности это просто очень здорово. Это навык который пригодится везде, всегда и во всём. Вот в этом вопросе, шахматы - реальный и сильный конкурент любому школьному предмету. Шахматы это ещё и спорт и если желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка самостоятельно работать с книгой, специальными компьютерными программами, то это будет просто шикарным результатом. Этот момент давно понимают во всех специализированных (по какому то предмету) школах. Что бы создать дополнительную мотивацию для детей проводятся многочисленные предметные олимпиады в которых соревновательный элемент искусственно вносится в ту сферу где изначально он в явном виде не присутствует. Есть и всероссийские олимпиады и (фактически) свои чемпионаты мира. Проигрывают же шахматы в этом аспекте только в одном. Учащиеся специализированных школ уже фактически определились с тем, в области какой науки будет проходить из обучение в институте, а возможно и дальнейшая жизнь. Но, наука и игра это разные вещи. Связывать жизнь с шахматами намного более рискованный для подавляющего числа школьников (даже очень успешных в шахматах)  выбор, чем связать с жизнь с наукой.  Тут, на самом деле, очень много аспектов. Кроме финансового, есть ещё и аспект социального статуса. Это в кругу шахматистов с пиететом смотрят на обычного гроссмейстера, а для многих людей не знакомых с шахматами это просто сильный игрок. Да, именно игрок. Типа карточного "каталы"... И если Вы думаете, что таких людей мало, то сильно заблуждаетесь... Более того, со временем, их будет всё больше и больше, так как шахматы уже никогда не будут тем, чем они искусственно стали в СССР будучи возведёнными в ранг политического проекта. Добавьте к этому ещё и тот факт, что перспективы шахмат как спорта в который будут вкладываться в дальнейшем хотя бы сопоставимые с нынешним уровнем деньги - весьма туманны. Есть два фактора которые внушают серьёзные опасения: 1. Некоторые аспекты деятельности FIDE (продолжающаяся неразбериха с розыгрышем звания чемпиона мира - вот болгары собираются подавать на FIDE в международный арбитраж иск на 5000000 USD); 2. Современный технологии которые грозят шахматам реальными и причём массовыми "компьютерными скандалами", что в перспективе имеет все предпосылки к тому, что бы разрастаться на всех соревнованиях, начиная от детских чемпионатов и заканчивая самыми сильными турнирами. Соблазн каким то образом воспользоваться помощью компьютерной программы для выигрыша приза или удовлетворения личных амбиций никуда не денется, а стремительный прогресс компьютерных технологий скоро создаст такую возможность практически для всех (недорого это будет и доступно). Сможет ли FIDE технически противостоять этому вызову? Неизвестно. А то, что произвольно взятый меценат вряд ли захочет вкладывать серьёзные деньги в мероприятие которое с большой вероятностью может выиграть аферист "с компьютером в кармане" по-моему очевидно... Ну кому захочется отдавать свои деньги жулику?

 

Итак, шахматы реально могут помочь развить мышление, но для этого необходимо достижения определённого уровня, шахматы могут создать серьёзную мотивацию для развития навыков самостоятельной работы с литературой. Что ещё? А ещё шахматы воспитывают характер. Именно за счёт своей спортивной составляющей! Это бесспорно! Правда, есть и побочные эффекты. Причём, возможно, не очень хорошие. Серьёзная игра в шахматы связана с большими нагрузками на психику. Впрочем, это особая тема. Уже сломано немало копий в вопросе о том, с какого возраста ребёнку стоит принимать участие в официальных соревнованиях. Есть ярые противники всяких чемпионатов до 8 лет, до 10 лет, есть ярые сторонники и толпы родителей  и тренеров которые везут своих маленьких детей на вышеупомянутые соревнования. В их числе и я. В данном случае, не хочу принимать чью-либо сторону, так как считаю, что во-первых - дети все разные и далеко не факт, что именно всем эти нагрузки вредны. Существуют дети которых лучше постоянно загружать каким то занятием (даже интеллектуальным). К тому же, я потратил много времени пытаясь с помощью ИНТЕРНЕТА найти хотя бы один документ где бы регламентировалось количество часов в день которое может проводить ребёнок за игрой в шахматы. Боже! Сколько нового я узнал про детский бокс и борьбу, про лёгкую атлетику и т. п., я так же узнал, что уже есть прецеденты когда дети играют отборочные соревнования в режиме две партии в день с контролем времени 2 часа каждому до конца партии. То есть, у детей попросту 8-ми часовой рабочий день! Причём, очень напряжённый. Но нигде и никаких прописанных норм я не нашёл. Допускаю, что искал недостаточно хорошо. За то, одним из первых я нашёл следующий документ. В нём столько интересного!

Вот, например, табличка. Кстати, имейте в виду, что часы указанные в табличке не астрономические, а академические, да ещё  и школьные, то есть по 40 минут.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
 
Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 - 20
2-4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8-9 35 32
10-11 36 33
 

 Нет, действительно, осталось только доказать, что уровень нагрузки на мозги ребёнка при серьёзной игре в шахматы не меньше, чем на уроке математики и г. Онищенко может запросто приехать и разогнать к чёртовой бабушке любой чемпионат России среди маленьких детей, а ещё поувольнять кучу директоров школ (в Москве, так вообще каждого второго). Ну это я смеюсь. А на самом деле, мы на том в России и стоим, что законы пишутся, но не выполняются. От того, видимо, ещё и существуем.

И, наконец, ещё один аспект. В принципе, нельзя сказать, что он органически присущ именно шахматам. Это можно достичь практически в любом виде деятельности которые допускает одновременное занятие чем-либо с группой детей. Это аспект социализации ребёнка. Формирования внутри шахматной секции настоящего детского коллектива. Увы! Редко об этом пишут! Очень редко. Шахматы по своей природе игра индивидуальная. Есть даже мнение, что шахматы не командный вид спорта. Впрочем, это не совсем так. Собственно, окончание этой моей статьи и мыслилось мною как рассказ о том, что стараюсь сделать лично я в рамках своей деятельности. Какая у меня приоритетная задача при работе в своей шахматной секции. А собственно это можно уже и сформулировать. Задача очень просто формулируется, но на самом деле - достаточно сложна. Моя цель стабильный полноценный детский коллектив где ребята серьёзно занимаются шахматами (про моё понимание минимума я всё написал выше) и в то же время дружат друг с другом, где старшие помогают младшим, где есть общие интересы, общие традиции. Где есть команда и мы гордимся, что играем за эту команду. Попасть в первый состав это значит, что ты уже многого добился занимаясь в этой секции. Конечно, мы не спортивная школа, но вот уже 10 лет дети ниже первого разряда на 8-ю доску в первой команде не садятся. А на определённом пике, мы имели две первые доски Мастеров FIDE и ещё дальше 4 кандидата в мастера спорта.

Но тут как раз попалась на глаза очень интересная статья по поводу проблемы перехода детей из одной секции в другую. Вот ссылка на часть №1, вот ссылка на часть №2 .  Практически я согласен почти со всем, что написано, единственно, что хочу просто кое что добавить. Понятно, когда сильный ребёнок уходит из слабой секции, где ему просто стало не с кем играть. Его даже нельзя осуждать за это. Вспоминается одна история про Брюса Ли (не знаю - правда это или нет, но даже если это легенда, то довольно поучительная). Брюс Ли занимался в школе восточных единоборств. На тот момент он был подростком и самым лучшим учеником . И вот один раз он приходит на занятия, а учитель встречает его у дверей и говорит "Уходи! И больше не возращайся!" Брюс Ли с навернувшимися на глазах слезами спросил: "За что Вы меня выгоняете? Чем я Вас обидел, УЧИТЕЛЬ?". На это старый учитель просто сказал: "Я научил тебя всему, что умел. Ты перерос меня. Тебе нужно искать нового учителя! Уходи и больше не возвращайся!"

У них там, конечно, свои тараканы в голове. Нам это понять трудно, но задуматься есть о чём.

А что бы ребёнок не уходил из сильной секции есть очень простой рецепт. У него там должны быть друзья! Не только спарринг-партёны, а друзья. И общая цель у всего коллектива. Вот и всё. Так просто... и так сложно...

                         

                                                                                                  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

                                                                        

                                                                                          ДОМОЙ

Сайт создан в системе uCoz