Наставление рыцарю

 

  – Учитель, я давно хотел Вас спросить…

  – О чём?

  – У Вас в серванте стоят очень красивые шахматы, где все фигурки это рыцари.

  – Да, это очень старинный комплект.

  – Там не хватает одной фигурки – белого коня на поле g1. Почему? Он потерялся?

  – Не совсем так …

         Ученик недоумённо посмотрел на своего Учителя.

  – Хорошо. Я расскажу тебе эту историю… Но в неё будет очень трудно поверить.

  – Учитель, Вы же знаете, что я во всём Вам верю!

  – Это тоже неправильно. Я уже говорил тебе и не один раз, что в том искусстве, которое ты изучаешь, многое нельзя принимать на веру, но … Ты только ещё подходишь к тому уровню, когда эта мысль начнёт становиться тебе более понятной. Ты готов слушать?

  – Конечно, Учитель!

 

Несколько лет назад эти шахматы случайно попали к одному мальчику. Его отец был учёным – археологом. Нет, он не раскопал этот комплект. Он увидел эти шахматы на базаре в одной из арабских стран. Ему сразу стало ясно, что это очень древние шахматы, а торговец этого не понимает. Молодой араб уступил их за смешную сумму, но был просто на седьмом небе от счастья, так как считал, что очень выгодно продал европейцу старый залежалый товар из своей лавки, доставшейся ему по наследству.

 

Когда отец вернулся из экспедиции, он подарил этот комплект своему сыну. Мальчик занимался в шахматной секции, но … Он был там отнюдь не лучшим учеником. Однако мальчику посчастливилось совершить настоящее открытие. Да, именно мальчику, а не его папе, который был учёным. Не удивляйся! Многие выдающиеся открытия в истории человечества были сделаны случайно.

 

Рома только что вернулся домой после занятий в шахматном кружке. Сегодня он наконец выиграл. Это была первая победа после целой череды поражений, и мальчик был горд самим собой. Неожиданно Роме пришла в голову мысль ещё раз переиграть только что выигранную партию на недавно привезенных папой старинных шахматах. Свои проигранные партии Рома никогда не смотрел и не разбирал – не хотел расстраиваться, но выигранную партию, да ещё и на таком комплекте, где будет настоящее сражение между крестоносцами и сарацинами …

 

Высыпав фигурки из комплекта на стол, Рома поставил рядом доску и начал расставлять сделанных из камня воинов в начальную позицию, из которой начинаются все шахматные сражения. Когда фигурки заняли свои места, выяснилось, что одной не хватает – королевского рыцаря. В шахматной секции, как это принято в русском языке, эту фигуру называли конём, и, во всех комплектах, которыми играли дети, изображалась она, естественно, в виде фигурки с головой коня. Почему в этом древнем комплекте конь представлял из себя закованного в латы рыцаря, объяснил Роме не шахматный тренер, а отец. Оказалось, что англичане называют шахматные фигуры по другому. Конь – Night (Рыцарь), Слон – Bishop (Епископ), Ферзь – Quween (Королева). Странным для Ромы показалось только название на английском ладьи (Rook), что переводилось на русский как грач. При чём здесь птичка грач? Папа сказал, что это очень запутанная история. У индусов эта фигура называлась Ратха (колесница), потом  уже у арабов – Рух (мифическая птица – покровительница воинов), а славянам видимо показалась, что эта фигурка похожа на лодку. Вот и назвали они её ладьёй. Rook, Рух … И Рух – птица (правда мифическая) и грач – птица … А может быть просто созвучие и не более…

 

Рома огляделся вокруг. Рыцаря нигде не было… Ну, конечно! – пронеслась очень простая мысль. Накрыл фигуру доской. Такое бывает очень часто. Рома приподнял очень тяжёлые шахматы и действительно увидел лежащего под ними королевского рыцаря. Дальше возникла проблема. Мальчик понял, что не удержит столешницу одной рукой. Вот же – не везёт! Рома был довольно ленив. Ну вот, теперь придётся ставить доску на место, снимать все фигурки, отодвигать доску, вынимать из под неё рыцаря, потом всё опять расставлять! Неожиданно, всё ещё держа шахматы на весу, Рома краем взгляда увидел странное отражение в оказавшемся под доской маленьком зеркальце от велосипеда, которое уже давно валялось на столе, так как у зеркальца сломалось крепление, а у Ромы никак не доходили руки до того, чтобы его починить.

 

В зеркальце отражался кусок текста, написанный готическими буквами. Рома положил доску, накрыв ей и зеркало, и рыцаря. – Откуда внутри доски текст? Неужели он просто не обратил на это внимание? И папа ничего об этом не говорил. Любопытство и жгучий интерес нанесли по лени удар сокрушающей силы. Рома быстро снял все фигуры с доски и перевернул её внутренней стороной к себе.

 

Никакого текста внутри не было. – Мистика какая-то! – подумал Рома. – Неужели показалось? Он ещё раз поставил доску над зеркальцем от велосипеда. В нём отражалась тёмная поверхность внутренней части доски и более ничего. – Точно показалось!

Стоп! Надо всё повторить с точностью как в первый раз. Тогда точно можно будет понять – показалось или нет!

 

Рома опять поставил доску на стол, накрыв ей рыцаря, и не накрывая зеркальце, и расставил все фигуры в начальную позицию. Потом он аккуратно приподнял шахматы и снова увидел в зеркальце отражение текста, написанного готическими буквами.

 

– С ума сойти! – текст отражается только тогда, когда на доске расставлены фигуры! А самого текста нет! Как это получается?!

 

В Роме проснулся азарт исследователя. Он опять поставил шахматы на стол и снял с доски одну пешку. Снова поднял шахматы – в зеркальце опять не было текста. Рома вернул пешку – текст появился. Через полчаса Рома выяснил, что текст, похоже, появляется только в одном случае: когда королевский рыцарь лежит под доской, а все остальные фигуры расставлены на своих местах.

 

Идея как посмотреть весь текст, а не маленький кусочек из велосипедного зеркальца, пришла очень быстро.

 

Большое зеркало из ванной комнаты поддалось не сразу и с огромным трудом, ведь его вкручивал в стену взрослый и сильный мужик и шурупы были завинчены как надо. Никто же не предполагал, что это зеркало в ближайшее время потребуется снять.

 

Вернувшийся домой отец, к тому же ещё и зашедший сначала в ванную комнату, а потом уже в комнату мальчика, увидел картину, которую кроме как идиотской назвать было нельзя. Рома держал на весу древний комплект шахмат, с расставленными фигурами, над лежащим на столе зеркалом из ванны, и что-то в этом зеркале рассматривал.

 

– Роман! Что ты делаешь?!

– Посмотри, папа!

– Куда?

– В зеркало!

 

Отец увидел отражённый текст.

 

– Что это? Там же на доске ничего не написано. Я её очень внимательно изучал.

– А в зеркале отражается! Только не всегда. Я тебе всё это потом объясню, но я никак не могу понять, что это за буквы – они только похожи на готический шрифт, но я такие буквы вижу первый раз в жизни.

 

Отец, всмотревшись в текст, через некоторую паузу произнёс:

 

– Нет, это обычные буквы старого английского языка. Только они в зеркальном отражении, поэтому и выглядят так странно, ведь в зеркале левое становится правым, а правое – левым.

 

– Этот текст надо прочитать.

– Разумеется! Держи доску, я пойду за фотоаппаратом.

– Папа, я не уверен, что из этого что-то выйдет.

– Не говори глупости! Если мы это видим, то почему это нельзя сфотографировать?

 

Фотография действительно получилась. Потом, правда, пришлось делать ещё одну уже с отпечатанной первой фотографии, и снова через зеркало, чтобы получить текст в его исходном написании. Отец задумчиво разглядывал второй из получившихся снимков.

 

– Рома, послушай, мне будет довольно трудно это перевести – старый английский очень сильно отличается от современного. И это не моя специализация. Единственно, что я могу сразу сказать – это стихи. Но я найду кому поручить эту работу. Только я хочу тебя попросить вот о чём. Не надо никому об этом рассказывать. Тебе уже почти 14 лет, и ты должен меня понять. В моей профессии порой случаются необъяснимые находки. Я тебе об этом ещё ничего не рассказывал, но некоторые мои коллеги из других стран порой находили то, что невозможно объяснить с точки зрения современной науки. Эти находки часто потом уничтожаются или замалчиваются, порой на них тут же (причём совершенно необоснованно) навешивается ярлык «фальшивка» и так далее. Возможно, нам попало в руки что-то очень интересное, но не надо спешить. Сначала дождёмся, когда это переведут.

 

– Папа, а вдруг там написано, где находится древний клад, или описание какого-то неизвестного нам исторического события?!

 

– Зачем фантазировать? Через несколько дней всё узнаем.

 

Эти дни показались Роме вечностью. Наконец отец принёс то, что он так жаждал узнать.

 

– Боюсь, сынок, я тебя разочарую. Это не описание местонахождения клада или исторического события. К тому же, есть веские сомнения в датировки самого текста. Вот заключение. Используемые слова и обороты, грамматика, орфография – XIIIXIV век. По смысловой нагрузке – наиболее вероятный вариант XVIII начало XIX века – времена популярности рыцарских романов (Вальтер Скотт и т. п., основание – типовая идеализация и романтизация рыцарского сословия). Сам текст скорее всего качественная стилизация под английский язык XIIIXIV веков и не более. Написано, судя по всему, гораздо позже.

 

– А о чём там написано?

– Это наставление молодому рыцарю. Кстати, тот человек, которому я давал текст, сделал два перевода – один – дословный, а другой – художественный. Я же тебе сразу сказал, что это стихи. Вот один перевод, вот другой. Меня теперь гораздо больше занимает вопрос о том, как этот текст появляется. Жаль, что сейчас нет времени. Ты же знаешь, я завтра улетаю в Казахстан, где ведёт раскопки мама. Она уже звонила и сказала, что они там нашли что-то очень интересное. Неделю опять поживёшь самостоятельной жизнь. А что касается доски, то надо будет  сделать в лаборатории радиоуглеродный анализ. Он позволит уточнить датировку изготовления – во всяком случае, мы узнаем возраст дерева из которого она сделана. Во-вторых, возможно там какая-то скрытая механика – текст появляется просто от того, что фигуры давят на доску. Никакой мистики – обычная физика. Старинные мастера были способны и не на такое. Когда мы вернёмся, обязательно займёмся самой доской, но ты пока всё равно никому про эту находку не рассказывай. Полной ясности ещё нет.

 

После того, как отец улетел в очередную экспедицию к маме Ромы, которая, как вы уже поняли, тоже была археологом, мальчик, в один из дней, снова расставил древний комплект шахмат (на сей раз целиком) и ещё раз перечитывал стихотворный вариант перевода старинного текста, который при определённых условиях проецировала в зеркало доска.

 

  Без сомнения в сердце к победе стремись,

  Если рыцарем стал – позабудь слово страх,

  Лучший воин не тот, кто коварен как рысь,

  А кто львиной отвагой прославлен в веках!

  Вероломство оставь для трусливых врагов,

  Если рыцарем стал – позабудь слово ложь,

  Нет пощады в бою лишь для тех подлецов,

  Ересь в сердце которых, как спрятанный нож!

  Целься точно и верно, без дрожи в руках,

  Лучший приз – твой соперник, упавший с коня,

  Женщин много прекрасных, но жизнь твоя – прах,

  Если дрогнет рука при ударе копья.

  Той, которой платок на копье поднесёшь,

  Верь, но знай, что любовь не надёжней меча!

  С cарацинами драться в поход ты уйдёшь,

  Если будешь убит, то потухнет свеча!

  Можно Чашу Святого Грааля искать,

  И в далёкие страны отправиться в путь,

  Все дороги опасны, но рыцарем стать –

  Смерть презреть и с пути никуда не свернуть!

  Если гибель идёт за тобой попятам,

  Гордость рыцаря в сердце под латой неси!

  Даже смерть не страшна, страшен стыд или срам,

  А себя не позорь и обид не сноси!

 

 

Очень странно, Учитель! Кому понадобилось создавать такие шахматы? Может быть этот текст содержал в себе ещё какую-нибудь тайну? И … шахматы и рыцарство?… Я хорошо помню, что в первой книжке по нашему искусству, которую Вы мне дали, на обложке были изображены рыцари. Но в этом тексте речь совсем не о шахматах!

Ты задал сразу слишком много вопросов. Но это - хорошие вопросы, правда, не на все из них я отвечу. Что касается шахмат и рыцарства, то связь есть. Умение играть в шахматы являлось одной из рыцарских добродетелей. Вообще, их было семь: фехтование, плавание, соколиная охота, сложение стихов в честь дамы сердца, владение копьем, верховая езда и игра в шахматы.

 

А если ты наберёшься терпения, могу рассказать об ещё одной связи шахмат и рыцарства. Сейчас мы с тобой посмотрим одну шахматную партию. Ты наверняка её уже видел. Это очень старинная партия. Одну из игр, приведённых в манускрипте Джоакино Греко.

 

1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cc4 Cc5 4.c3 Kf6 5.d4 ed 6.cd Cb4+ 7.Kc3…

 

Я знаю. Этот ход может привести к атаке Греко.

Совершенно верно. Именно он его и придумал.

 

7…Ke4 8.О-О Kc3…

 

Учитель, здесь надо бить на с3 слоном. Это гораздо более сильный ход!

Правильно. Но ты смотришь на всё происходящее уже с высоты своего знания, а тогда это ещё никому не было известно. Теория шахмат только зарождалась. Теперь представь себе, что этих знаний у тебя нет. Поставь себя на место неизвестного нам соперника великого итальянского шахматиста. Смотри, что получается! Попробуем порассуждать примитивно. Если побить коня слоном, то соперник побьёт в ответ пешкой, и эту пешку конём будет бить нельзя, так как ферзь сделает вилку с поля е1 на коня и чёрного короля. А если побить сначала конём, а уже потом слоном, то мы спокойно выигрываем ещё одну пешку, а слон нападает на ладью.

Да, Учитель. Если ничего не знать, то взятие конём выглядит логичнее.

Я рад, что ты понял и сумел на какое-то время избавиться оттого, что тебе уже известно. Это иногда очень полезно делать. Временно избавившись от одного знания порой можно получить другое и гораздо большее. Проникнуть в суть вещей.

 

9.bc Cc3 10.Фb3…

 

 

Мы подошли к самому интересному. Да, конечно, спустя столетия, будет найден сильнейший ход 10.Сa3 и доказано, что 9…Сс3 – решающая ошибка. Но мы с тобой, как будто перенесшись в глубь времён на несколько веков, смотрим, как эта партия играется первый раз. Представь себе Джоакино Греко и какого-нибудь герцога, графа или барона, сидящего напротив. Европейское дворянство, между прочим, выросло именно из рыцарского сословия. Скажи мне теперь, как оценивает любой современный учебник ход 10…Сa1?

 Глупость и жадность. Чёрные отбивают атаку белых, отдавая назад пешку и быстро делая рокировку: 10…d5 11.Cd5 О-О. А взятие ладьи форсированно приводит к поражению.

Да, это так. Но для соперника Джоакино Греко в этот момент никакой другой ход невозможен.

Почему, Учитель?!

Сейчас объясню. Но сначала ответь на один вопрос. А легко ли увидеть обычному и не слишком сильному игроку, что взятие ладьи форсированно проигрывает? Вспомни, пожалуйста, сколько ходов ещё последовало в партии, прежде, чем стало ясно, что атака белых неотразима?

Там было ещё около десяти ходов. Это действительно очень сложно просчитать за доской.

Вот именно! Мы сейчас не говорим про такие понятия как интуиция или чувство опасности. Ведь теория шахмат только зарождается. Соперник Джоакино Греко не видит за противника форсированного выигрыша, а значит, он морально обязан брать ладью. Не взять ладью – значит струсить! Ведь шахматы благородная рыцарская игра. А ты же помнишь

 

  Без сомнения в сердце к победе стремись,

  Если рыцарем стал – позабудь слово страх,

  Лучший воин не тот, кто коварен как рысь,

  А кто львиной отвагой прославлен в веках!

 

И что же мы можем наблюдать после того, как чёрные побили ладью 10…Сa1? Мы видим настоящий рыцарский поединок, где и белые и чёрные, презрев опасность, стремятся к победе. Соперник Джоакино Греко, приняв жертву ладьи, подвергает страшной опасности своего короля, но если ему удастся отбиться, то победа будет за ним, так как его армия успела нанести противнику страшный материальный урон. У Джоакино Греко единственный шанс успешная атака на короля противника, не считаясь с материалом. Мы видим эпизод вечной борьбы в шахматах между двумя способами достижения победы (получить решающий перевес в силах или прямой атаки на самую главную фигуру противника, не считаясь ни с какими потерями). Это борьбы между Материей и Духом. В данном поединке победил Дух, но так бывает отнюдь не всегда. Равновесие и гармония между духовным и материальным не должна нарушаться. Когда это случается, в мир приходят великие беды, но это уже другая история…

 

11.Cf7+ Kpf8 12.Сg5 Ke7 13.Ke5 Cd4

 

 

 

Мы подошли к ещё одному интересному моменту. Возможно, ты ещё никогда об этом не задумывался. Но сначала я задам пару вопросов. Как здесь сыграли белые?

Они отошли слоном на g6.

Верно. А как называется этот тактический приём?

Освобождение поля. Собственный слон мешает белому ферзю поставить мат. Именно поэтому его нужно увести с поля f7.

Отлично. А теперь подумай вот о чём. Все знают, что шахматы игра, имитирующая собой сражение двух древних армий. А насколько хорошо правила шахмат имитируют войну? Разве для того, чтобы добраться до вражеского предводителя в каком-нибудь древнем сражении не стоило пожертвовать воином. Ну, скажем, когда на территорию Индии вторглись войска Александра Македонского… Неужели полководец индусов стал бы сомневаться если ему бы представилась возможность, убив одного из своих боевых слонов, пленить великого македонского царя? Иначе говоря, почему правила шахмат устроены таким образом, что нельзя побить свою собственную фигуру, даже если это ведёт к немедленной победе?

Ученик задумчиво посмотрел на старинный комплект шахмат

Боевого слона … может быть… Но, Учитель! Убить своего Епископа было бы святотатством!

А чужого Епископа, как это  сделал Гийом де ла Марк, оставшийся в истории XV века как Дикий Арденский вепрь, жестоко расправившейся с епископом города Льежа Людовиком Бурбоном? Ведь рыцари воевали не только и не столько с Сарацинами в многочисленных крестовых походах, а по большей частью с другими рыцарями. И иногда это было вот так. Послушай, что рассказывал о битве при Молери (1465 г.) приближённый короля Карла Смелого Филипп де Комин.

 

Перед битвой много бочек вина было пробуравлено, чтобы пить из них. Никогда не встречал людей, которые так рвались в бой! Едва завязался бой, как бургундские рыцари ринулись вперёд, сметая с пути своих же лучников. Они не дали им сделать ни одного выстрела, хотя из 120 рыцарей не было и 50 таких, которые умели как следует владеть копьём. На левом фланге граф Сен-Поль был разбит и укрылся в лесу. На правом граф Шаролэ смял пехотинцев противника  и так увлёкся погоней, что позабыл обо всём окружающем. Неожиданно короля  окружили вражеские конники. Кто-то уже положил ему руку на плечо, крича: «Сдавайтесь, монсеньёр! Я узнал вас!» Только случай спас Карла Смелого от плена… Одни яростно сражались, другие отсиживались в лесу, никто не командовал, никто толком не знал, что происходит. Мы помышляли только о бегстве…

 

XV век – время заката рыцарства. Скоро оно станет ненужным на полях сражений. Закованную в латы конницу сменит пехота. Короли будут обзаводиться армиями наёмников – пехотинцев. Но очень интересно то, что эпоха заката рыцарства исторически совпадает со временем появления в Европе современных шахмат. Происходит реформа шатранжа. Пешка получает возможность ходить на две клетки вперёд, удлиняется ход слона, который до этого прыгал через одну клетку наискосок, ферзь из самой слабой фигуры, ходящей только на одно поле по диагонали, превращается в самую сильную! «Игра разбушевавшейся дамы»вот один из первых эпитетов, которых удостоились современные шахматы! Это были очень радикальные реформы. Мы играем совсем в другую игру, чем та, освоить которую было одной из семи рыцарских добродетелей. Казалось бы… Ещё одна реформа – разрешить бить, при необходимости, свои собственные фигуры. Реформа, приближающая шахматы к реальной войне, такой, какой она порой бывает… Но ведь этого не произошло! Случайно ли? Как ты думаешь?

 

Может и случайно. Но мне, Учитель, хотелось бы думать, что нет. К тому же, я не знаю никаких военных игр, подобных шахматам, где можно убивать своих воинов, даже если их нахождение на доске носит предательский характер, как например, в шахматах при спёртом мате.

 

Верно. Ты очень хорошо понял мою мысль и привёл отличный пример. Заодно, ещё поразмысли в свободное время о том, почему убивать своих можно в некоторых компьютерных играх? А пока покажи мне окончание той партии Джоакино Греко

 

14.Сg6 d5 15.Фf3+ Сf5 16.Сf5 Сe5 17.Ce6+ Cf6 18.Cf6 gf 19.Фf6+ Kpe8 20.Фf7X.

 

Да, именно так и было. И вот на доске стоит мат. Битва окончена, но король соперника не покинул поле шахматного сражения. Он принуждён капитулировать, но не убит! Как там было? «Сдавайтесь, монсеньёр! Я узнал вас!» Это даже в том сражении, которое отнюдь не напоминает описание битв из многих рыцарских романов. Зачем класть руку на плечо, да ещё и что-то говорить? Один удар меча и всё кончилось! Но это же – Король, а потому «Сдавайтесь, монсеньёр! Я узнал вас!»  Итак, шахматы идеальная война (если, конечно, слово «идеальный» можно применить к слову война). Правильнее сказать, шахматы настоящий рыцарский поединок, который должен вестись по законам рыцарства. Вот в чём основная связь. А теперь, я продолжу историю о необычной старинной шахматной доске, секрет которой случайно узнал мальчик по имени Рома. 

 

 Роме почему-то захотелось прочитать лежащий перед ним текст вслух. И вот закончилось последнее четверостишие:

 

  Если гибель идёт за тобой попятам,

  Гордость рыцаря в сердце под латой неси!

  Даже смерть не страшна, страшен стыд или срам,

  А себя не позорь и обид не сноси!

 

Неожиданно Рома, как бы внутри себя, услышал голос.

 

– Жду приказаний, Ваше величество!

 

Первая мысль, посетившая Рому, была следующая: «Ну, всё! Доигрался в компьютерные игрушки! Дорвался, когда родители уехали! Вчера, до трёх ночи…»

 

– Не пугайтесь, сир! Извините за дерзость, но я не представился. Меня зовут Квентин. Я – королевский рыцарь. Вы, юноша, только что прочитали вслух текст. Теперь вы – король и я готов к битве под вашим началом.

 

– Как я вас слышу? – неожиданно сам для себя спросил вслух Рома.

– Вы можете не говорить вслух, Ваше величество! Только думайте. Я понимаю ваши мысли, а вы слышите мои мысли и понимаете меня, хотя на самом деле мы разговариваем на разных языках. Когда-то я был таким же живым человеком из плоти и крови и рыцарем, верно служившим своему королю. Но сейчас мой дух заключён в шахматной фигуре. Простите за многословие, сир, но я ждал этого часа несколько веков. Вы, ваше величество, третий человек, кто раскрыл тайну этих шахмат. Возможно, что это долгожданный конец моего заточения.

 

Если бы не странный текст, который проецировала доска, то Рома точно был бы уверен, что сошёл с ума. Но когда чудеса или непонятные вещи случаются одно за другим, начинаешь верить и относится серьёзно ко всему чему угодно и даже вполне можно начать разговаривать с шахматной фигурой…

 

– Послушайте, Квентин! Но нам сейчас не с кем сражаться. У меня нет соперника. Я один.

– Я это вижу, cир. Вижу и то, что Вы ещё очень молоды. Не сочтите дерзостью с моей стороны, если я задам Вас один вопрос. Насколько Вы сильны в рыцарском деле?

– Я?... Если Вы имеете в виду шахматы… Наверное не очень… В шахматы я больше проигрываю, чем выигрываю… Но мне всё равно нравится в них играть!

– Я готов помочь Вам, Ваше величество! Не соблаговолите ли поупражняться?

Каким образом?

– Расставьте доблестных рыцарей и презренных сарацинов на те места, которые я Вас скажу. Это эпизод из одной славной битвы…Сарацина уже окружили нашего короля и готовы были с ним расправиться, но нам удалось нанести удар раньше, хотя ситуация выглядела безнадёжной. Мы потеряли много воинов, но в конце именно мне посчастливилось взять в плен предводителя неверных.

– Это шахматная задача?

– Можете называть это и так, как Вам более привычно, сир. Сути это не меняет. Вы готовы?

 

Роме было очень непривычно расставлять позицию со слов рыцаря. Квентин не использовал привычную  шахматную нотацию для обозначения шахматных полей, состоящую из латинских букв и цифр, а описывал положение фигур фразами подобными, например такой: «Я в той битве располагался на четвёртом поле от своего начального места в боевом строю». В конце концов, рыцари (белые) и сарацины (чёрные)  встали на доске следующим образом.

 

 

Скажите, Учитель, а Рома решил эту задачу?

Не спеши. Сначала её предстоит решить тебе, а только после этого я продолжу.

Тикают на стенке старинные часы. Учитель углубился в чтение древней книги, ученик склонился над доской.

Учитель,  я решил эту задачу, но вот Рома, я думаю, с ней не справиться. Ученик показывает решение.

А почему же не справится Рома?

 

– Квентин, я хотел спросить … Квентин!

Ответа не было. Рома посмотрел на позицию. Наверное королевский рыцарь хочет, чтобы он её решил. Это некое испытание. Ну, что же? Ничего сложного быть не должно. Белым грозит неизбежный мат в один ход, да ещё и тремя разными способами, значит, скорее всего, решение форсированное и состоит из шахов. Белые фигуры окружили чёрного короля. К тому же, Квентин дал подсказку, сказав, что решающий удар в этой битве нанёс он, а значит, мат ставится конём g4. Всё должно быть элементарно. Итак, попробуем!

 

–1.f7+. Куда пойдёт король? Ну, предположим на g7. Что дальше? 2.Лh7+ Kpg6. Нет, что-то явно не то. Как здесь поставишь мат, если король уже выбрался на свободу?! Да ещё и в самом начале чёрные могли не отходить королём, а побить пешку слоном. О! Точно! Вернём к началу. Наверняка комбинация! Надо пожертвовать ладью. Смотрим. 1.Лh8+ Kph8 2.g7+ Жаль, что нельзя сделать открытый шах слоном по диагонали, которую запирает королевский рыцарь. 2…Kph7. Что-то опять не то…

Рома задумался. Ещё раз позвал рыцаря. Ответа снова не было. Раз за разом Рома пробовал решить задачу, но она не хотела поддаваться. Элементарная мысль пришла сама собой.

– Ах, так! Ну, ладно! Пусть я плохо играю в шахматы, но на дворе, простите, XXI век! Рома быстро поднялся и пошёл в другую комнату, где на столе стоял персональный компьютер. Через несколько минут гроза всех гроссмейстеров – шахматная программа Рыбка начала с космической скоростью перебирать варианты задачи, заданной рыцарем. От этого монстра спастись чёрным было уже невозможно. Но, что это? Рома не верил своим глазам. Длинным вариантом: 1.f7+ Kpg7 2.Лh7+ Kpg6 3.f8K+ Лf8 4.Ke5 Kph7 5.Ce6 Kpg7 6.Лg1 Kpf6 7.Лf1 Kpe5 8.Лf8 Kpe6 Рыбка спасала белого короля от мата и приходила к эндшпилю с лишним конём у чёрных, в котором белые могли бороться только за ничью.

– Квентин! – ответа снова не было.

Рома был в полной растерянности. Зачем рыцарь его обманул и так посмеялся над ним? Даже Рыбка не видит решения. Значит, его просто не существует! И куда же пропал этот рыцарь? Почему он молчит?

 

Я вынужден прервать рассказ, так как мне всё же очень интересно узнать, каким образом ты угадал, что Рома сразу не справится с задачей?

Во-первых, в самом начале, Учитель, вы сказали, что Рома был далеко не лучшим учеником в своей шахматной секции. Это скорее всего означает, что книги по шахматам он почти не открывал или делал это очень редко. Ведь если изучать шахматные книги, то очень скоро начнёшь играть всё лучше и лучше!

Да, ты прав. Читать Рома не очень любил. Его гораздо больше увлекали  компьютерные игры как проведение свободного времени, а в шахматы ему нравилось только играть.

Во - вторых, если он даже о том, как называются на английском шахматные фигуры, узнал от отца, а не от своего учителя, значит, там где он занимался шахматами, вряд ли рассказывали ученикам про историю нашего искусства.

И это верно.

Так откуда ему было знать, что та задача, которую задал рыцарь, является позицией из шатранжа, а не современных шахмат. Он даже поставил её на компьютер! Какая глупость! Кто же станет программировать компьютер, чтобы он играл в шатранж?! Люди давно уже позабыли про эту игру, из которой возникли современные шахматы.

Да, эта позиция действительно очень древняя. Давай посмотрим, что написано об этой мансубе (так назывались в древности шахматные задачи) в книге гроссмейстера и историка шахмат Юрия Авербаха.

         Она приводится в старинном  манускрипте из библиотеки турецкого султана Абдул-Гамида. Богато иллюстрированная рукопись датирована 1140 годом, но есть все основания полагать, что имеющиеся там задачи составлены намного раньше, в IXX веках.

         В более поздних арабских, персидских и индийских манускриптах вместе с этой задачей обычно приводится романтическая легенда о Диларам. Вот один из вариантов легенды, взятый из арабской рукописи 1501 года.

        Диларам была любимой женой арабского визиря. Без неё сердце визиря не знало покоя, потому и назвал он её Диларам, что значит «лёгкое сердце». Визирь увлекался шахматами, и однажды, играя с сильным партнёром на ставку, настолько вошёл в азарт, что рискнул « бросить на карту» самое дорогое любимую жену. Партия сложилась неудачно для визиря, он попал в такое отчаянное положение, что от мата, казалось, не было защиты.

      Диларам наблюдала за игрой через прозрачную занавеску парду, отделяющую женскую половину дома от мужской. В этот критический момент она воскликнула в отчаянии:

     Пожертвуй обе ладьи, но не отдавай Диларам!

     Визирь воспользовался подсказкой и победил.

 

Решить позицию было невозможно. Рома ещё раз взглянул на доску, и тут ему в голову пришла идея. Надо попробовать позвать рыцаря так же, как в тот момент, когда он появился и отозвался в первый раз. Рома снова прочитал вслух перевод старинного текста.

– Да, сир!

– Квентин! Почему Вы не отвечали?! И задача не имеет решения! Её даже компьютер решить не может!

– Простите, Ваше величество! Последний раз на этой доске играли более полувека назад, а с того момента, как я последний раз участвовал в сражении как воин из плоти и крови, прошло уже много веков. Я просто забыл, что Вы играете совсем в другие шахматы. А та позиция, которую я попросил Вас расставить, действительно мне очень дорога. Она, и вправду, очень напоминает последнюю битву, в которой мне довелось принять участие как рыцарю, а не шахматной фигуре. И ещё, сир … Вы сказали, что эту позицию не может решить некто Компьютер. Вы ходили с ним советоваться в другую залу? Кто это? Вы же сказали, что у Вас нет здесь соперника для поединка!

– Это не кто, это что! – Рома осёкся. Он понял, что сейчас ему придётся объяснять Квентину, что такое компьютер. Как это сделать в более-менее понятных и доступных словах?

– Эта думающая машина, Квентин! Думающий механизм, если вы так сможете понять!

– Святая Дева! И что – этот механизм может хорошо играть в шахматы?

– Не просто хорошо, а уже лучше, чем даже самый сильный шахматист в мире!

– Да… Злобный старикашка, как оказалось, не ошибся в своём пророчестве…

– О ком, вы, Квентин?

– Об одном мерзком колдуне. Он пророчествовал, что в будущем, в войнах будут сражаться механические рыцари и машины.

– А что с ним стало? Почему вы называете его мерзким и злобным?

– А как же ещё, сир! Говорить такое! Ведь механизм не может иметь никаких рыцарских ценностей! Разве можно допустить, чтобы воевали машины? Мир потонет в крови и бесчестье! Я надеюсь, что в реальной войне у Вас всё ещё воюют люди?

– Честно говоря, Квентин, люди ещё воюют. Но современная война – война машин. И есть, действительно, военные машины, которыми человек только управляет и даже на расстоянии. И, как я понимаю, уже начали появляться и неизбежно появятся и боевые машины, которые будут воевать сами. Во всяком случае, об этом уже снимаются фильмы!

Рома опять понял, что наверняка употребил слово, значение которого рыцарь не знает, но Квентин был похоже на столько потрясён, что не предал этому значения.

– Это ужасно! Мир близится к своему концу!

– Квентин, так что же всё-таки стало с тем колдуном?

– Его сожгли. – Cпокойно ответил рыцарь.

– А эта задача? Как она всё-таки решается?

– Ваше величество! Я убеждён, что Вы в состоянии сами нанести решающий удар предводителю сарацинов. Я сделаю только одно уточнение. Ваш Епископ передвигается и уничтожает противника не как современная вам фигура, а через одну клетку наискось и способен перепрыгивать через свои и чужие фигуры!

 

Ну, теперь-то, я надеюсь, Рома решил задачу рыцаря?

Да, решил. Ведь у него уже были все необходимые для этого знания.

Ну, разумеется! Надо быть полным дурачком, чтобы не решить задачу после стольких подсказок!

Не ставь себя настолько выше других. Твои знания тоже ещё не полны. Процесс получения знания не может иметь завершения.

 

– Теперь, сир, я уверен, что нас ждут великие победы. Под Вашим началом рыцари победили в великой битве. Я с нетерпением жду сражения с любым противником под Вашим командованием.

– Квентин, и что? Вы сможете мне помогать, когда я буду играть в шахматы?

– Разумеется! Это мой долг – и сражаться за своего короля и, если надо, помочь ему советом. За эти сотни лет, я участвовал в десятках тысяч шахматный сражений, порой, армией в которой я имею честь состоять, руководили великие игроки. Правда, они не могли знать о моём существовании. Они не владели секретом этой доски и не были настоящими королями. Вы, сир, третий человек, кто узнал тайну этих шахмат. В этих сражениях я погибал и вновь вставал в строй несчитанное число раз. Не скрою, в отличие от всех других фигур, когда меня убивают в бою, я испытываю настоящие муки. Но потом я возвращаюсь к жизни, и всё повторяется. Ради таких моментов, как та победа, которую Вы только что одержали, Ваше величество, я готов нести это проклятье. Правда, я сразу хочу предупредить Вас, что если я погибну в бою, то в этом сражении уже не смогу Вам помочь… Когда битва окончится, чтобы начать другую, расставьте фигуры и снова прочтите текст.

– Я уже скоро выучу его наизусть!

– Это будет очень здорово, сир! Но самое главное, не выучить, а понять смысл! Там есть законы, которые не может нарушить настоящий рыцарь. Я не вправе Вам больше ничего сказать по поводу этого текста, но Вы производите впечатление умного юноши, Ваше величество, и я надеюсь, что всё поймёте. Теперь, сир, когда Вы уже доказали, что способны вести в бой армию, мне бы хотелось узнать, а на сколь велики Ваши познания деле управления страной.

– А как это можно узнать с помощью шахмат? – Рома был страшно удивлён. Не смотря на то, что Квентин всё время называл его королевскими эпитетами, он попал под магическое влияние рыцаря, и пока что, даже не помышлял им командовать.

– Расставьте на доске следующую ситуацию, сир!

Когда на доске появились всего четыре фигуры, удивление Ромы стало ещё большим.

 

 

– Это же позиция, где надо поставить мат конём и слоном! Я не умею это делать! Знаю только, что короля нужно загнать в угол цвета полей, по которым ходит слон. К тому же, тренер сказал нам, что изучать способ матования в этом случае большого смысла не имеет. Это довольно сложно, а встречается крайне редко. Вот даже у него, хотя он сыграл за свою жизнь очень много партий, ни разу не возникла в этом необходимость. Да и в своей секции я ни разу не видел, чтобы возникла позиция, где нужно было бы уметь ставить этот мат.

– Ваше величество! Но как же? Ведь это основная задача любого монарха! Подумайте, ведь Вам здесь для достижения победы нужно объединить воедино три власти – свою власть (короля), военную власть (рыцаря) и духовную власть (епископа). Это действительно очень непростая задача. Но я могу научить вас хотя бы основе.

 

Учитель, я действительно не понимаю, что имеет в виду королевский рыцарь.

Да, это действительно не так просто. Но вспомни историю. Это и правда, очень трудно найти баланс между тремя такими силами. Многочисленные войны были во многом связаны как раз с постоянным нарушением этого баланса в ту или другую сторону. А если мы перейдём на шахматную доску, то задумайся вот о чём. Насколько легко научиться ставить мат одинокому королю с помощью ладьи. А как называлась ладья в шатранже?

Птица Рух.

И это мифический персонаж! Самая сильная фигура шатранжа наделена запредельной силой по сравнению с обычными воинами и даже шахом (королём). После реформы шатранжа самой сильной фигурой стал ферзь. Его сила ещё более велика. Если разобраться, ферзь, хотя его где-то называют и королева, ещё более мистическая фигура, чем птица Рух. А здесь идёт речь о том, чтобы поставить мат обычными фигурами, если хочешь, фигурами из плоти и крови… Заставить их действовать слаженно, понять и почувствовать гармонию между ними. Разве такое знание может быть лишним?

В шатранже такой мат было поставить нельзя, но в шахматах можно.

А духовенство сильнее рыцарства, Учитель! Двумя слонами поставить мат можно, а двумя конями нельзя!

Хорошее наблюдение! Но в средневековой Европе так и было! Духовенство на каком-то этапе было даже гораздо могущественней подавляющего большинства королей! К тому же… Постарайся понять… Для королевского рыцаря Квентина, всё это, возможно, имеет ещё больший смысл. Люди его времени видели проявление божественного во многих вещах… Для них, например, не было случайностью 12 месяцев в году и 12 апостолов у Иисуса… Опять же, сакральное число три, крестоносцы, сарацины… Нет, пожалуй, я не стану продолжать. Есть тайны, к которым надо подходить подготовленным, а тебя ещё рано.

 

– Посмотрите внимательно на мой наплечник, Ваше величество. Вы видите знак, который на нём изображён?

– Да. Странный знак. Похоже на зачёркнутую букву W.

W

– Да. И этот знак имеет тайный смысл. Если вы перенесёте его на шахматную доску вот в такой позиции, Вы получите ключ к победе.

 

 

– Этот знак указывает путь королю и рыцарю. Сворачивать с этого пути ни в коем случае нельзя. Епископ более свободен в своих передвижениях и пользуется в бою скорее хитростью, чем грубой силой, но решающий удар наносит именно он. Начнём бой. Первый ход по этому знаку делаю я и изгоняю вражеского предводителя из того угла, где он находится в безопасности.

1.Kc7+ Kpb8

Теперь в дело вступает Епископ. Сначала нужно позволить вражескому предводителю продвинуться ещё дальше к месту своего бесславного конца. Других возможностей у него нет. Просто подождём.

2. Cd4 Kpc8

А сейчас отнимем у него возможность вернуться назад.

3.Cb8 Kpd8

Снова настаёт моя очередь продвинуться по обозначенному знаком пути.

4.Kd5 Kpe8

У врага есть возможность метнуться назад, но гораздо опаснее другой вариант его действий. У него есть шанс вырваться на свободу и перебраться в другой угол белого цвета, где мы не сможем ничего сделать и всё придёться начинать сначала. Но мы сумеем не выпустить его. Пришёл Ваш час!

5.Kpd6 Kpf7 6.Ke7 Kpf6 7. Ce3

Путь к спасению закрыт. Гибель неотвратима.

7…Kpf7 8.Cd4 Kpe8

Последний шанс для противника – вернуться в другой угол доски.

9.Kpe6 Kpd8 10.Сb6+ Kpe8 11.Kf5…

Ещё раз обращаю Ваше внимание, сир, что Вы и я не можем сходить с пути, обозначенному тайным знаком.

11…Kpf8

Теперь опять – хитрость Епископа. Снова надо подождать.

12.Cb6 Kpe8 13.Kg7+ Kpf8 14.Kpf6 Kpg8 15.Kpg6 Kpf8 16.Cc5+ Kpg8

 

 

Тайный знак нарисован на доске. Теперь, сир, Вам остаётся только добить противника. Это займёт всего четыре хода. У меня нет никаких сомнений, что эта задача Вам по плечу.

 

Да, Учитель. Если владеть этим способом, который Вы мне уже показывали, мат конём и слоном становится не таким уж сложным. Короля нужно загнать в любой угол, а потом уже (если возникнет необходимость) перегнать туда, куда нужно, и поставить мат.

Совершенно верно. А в начале, когда возникнет позиция эндшпиля, надо сгруппировать все свои фигуры в центре и тогда станет ясно куда проще всего гнать короля противника.

 

– Скажите, Квентин! А как получилось, что вы стали шахматной фигурой? Кто вас заколдовал? К этому имеет отношение тот колдун, которого сожгли? – Спросил Рома рыцаря после того, как нашёл тот самый мат в 4 хода.

– Позвольте не отвечать сейчас на все эти вопросы, Выше Величество. Я смогу Вам обо всём этом рассказать только после того, как мы одержим с вами великие победы в битвах. Пока же, вы только учитесь воевать. Поверьте мне, эти сведения могут только повредить вашему освоению ратного дела. Всё что я могу Вам сейчас сказать, так это то, что меня оболгали. А для рыцаря, как Вы уже должны понимать, гораздо лучше – смерть! Единственно, я могу Вам объяснить, что ещё означает перечёркнутая буква W на моём наплечнике. Эта первая буква в имени моего злейшего врага, если писать на том языке, на котором писали люди той страны где я жил, пока я был человеком.

Рома решил первый раз проверить имеет ли он полную власть над рыцарем.

– Нет, Квентин! Я же – Ваш король. Я хочу всё-таки узнать ответы на свои вопросы. Как звали вашего врага?

– Уайткраун.

– Это тот колдун?

– Нет, сир. Это не колдун. Это магистр рыцарского ордена. Очень сильного ордена. Многие стали вассалами короля, которому служили рыцари этого ордена, а рыцари моего ордена и мой король отказались им подчиняться. Увы… Другие ордена нас не поддержали. Они просто завидовали нашему маленькому ордену, так как постоянно проигрывали нам в сражениях. Их рыцарей очень плохо учили ратному делу, в отличие от нас. И тогда они решили расправиться с нами другим путём – заставив воевать против этого могущественного ордена, а сами стали вассалами короля, которому служил этот орден. Силы были слишком неравны. Я был вынужден увести рыцарей с поля битвы, так как сражение превратилось бы в бессмысленную бойню. Меня обвинили в трусости и других всевозможных грехах, включая смертные… Позвольте мне более не продолжать Ваше величество! Подробности того, как я перестал быть человеком способны шокировать Ваше ещё очень юное сердце. Прошу Вас!

 

Рома не стал больше терзать рыцаря. У мальчика и у самого голова шла кругом от полученной в этот день информации. Было уже поздно. Рома лёг в кровать, но никак не мог уснуть. Рыцарь жаждал битвы, но как это можно было устроить? От идеи предложить Квентину битву против компьютера Рома отказался сразу. У рыцаря вызвала ужас уже сама мысль о том, что воевать могут машины. К тому же, Квентин вряд ли бы воспринял такой бой как честный поединок. Он же сам сказал в конце их разговора, что увёл рыцарей с поля битвы, которая неизбежно превратилась бы в бойню. Роме показалось несколько странным, что рыцарь мог увести с поля боя своих соратников по оружию, но потом, он здраво рассудил, что принципы – принципами, а погибать за зря никто не хочет. Будь он хоть трижды рыцарь. Роме почему-то вспомнилось по этому поводу фраза одного древнего царя (какого – он не помнил), которую любил цитировать его папа: «Только безумец может ввязаться в бой, о котором он знает, что обречён на поражение»! К тому же, как понял Рома, рыцарь мог помогать ему только в сражении на этой старинной доске, да ещё и при том условии, что они будут играть белыми, то есть за рыцарей, а не сарацинов. Всё же, Рома решил пригласить завтра к себе домой ребят, с которыми занимался в шахматном кружке: «Посмотрим, что из этого выйдет! Жаль только, что так много ограничений. Иначе я был бы непобедим. Ведь рыцарь сам сказал, что он участвовал в огромном количестве сражений на шахматной доске и порой армией руководили великие игроки. Судя по всему, он действительно сможет помочь у всех выигрывать. Однако остаются проблемы, которые очень трудно решить». Мальчик начал фантазировать: «Вот если бы можно было во всех соревнованиях и с любыми противниками играть на своей доске и белыми… Да я бы стал гроссмейстером! Нет! Не просто гроссмейстером! Чемпионом мира! Но … (Рома спустился с небес на землю). А если королевский рыцарь погибнет в бою? Тогда мне придётся дальше играть самому… А потом ещё, чтобы начать следующую партию, читать вслух стихи… Что обо мне тогда подумают ребята из кружка? Точно сочтут за придурка! А если я это сделаю несколько раз? Тогда даже не знаю кем посчитают! А может можно как-то играть всё время сохраняя королевского коня, то есть рыцаря?

Рома вспомнил как обычно начинается партия в шахматы и пришёл к выводу, что это будет сделать очень трудно, не делая при этом плохих ходов: «Что же тогда – вообще не выводить королевского коня? Глупо! А выведешь, так он наверняка будет рваться в самое  пекло!»

 

Ничего себя, Учитель! Как же так?! Рыцарский поединок?! Разве это можно так назвать? Рома, между прочим, собирается пользоваться подсказками, играя против ребят из своей секции!

Да, ты прав! Но попробуй сначала ответить на такие вопросы являются ли честными поединки, где ты используешь при подготовке к игре помощь книг по дебютной теории, знания и опыт по этой теории своего Учителя, или помощь компьютера?

Это совсем другое, Учитель! Это процесс получения знаний, а играть с какого-то момента мне придётся самому! А то, что собирается делать Рома, кажется, называется читерством. Только читеры пользуются во время игры подсказками компьютерной программы, а он собирается использовать советы рыцаря. Я не вижу разницы! И почему рыцарь на это соглашается и практически сам предлагает?

Ты снова прав. А что касается твоего вопроса … Подумай, а может быть это последнее испытание? Только самое сложное! А вот как бы ты использовал ситуацию, если бы в твоём распоряжении оказалась такая волшебная шахматная доска?

Я бы воспользовался советами рыцаря, как Учителя. Как я понял, настоящим Учителем того, кто занимается с Ромой, назвать нельзя. А сейчас, у него есть шанс с помощью Квентина очень хорошо научиться играть в шахматы самому и уже на любых шахматных досках, и белыми и чёрными, и независимо от того, погиб в игре королевский конь или нет.

 

 Лена и Андрей (ребята с которыми Рома занимался в одном шахматном кружке) пришли полчетвёртого. Когда раздался звонок в дверь, Рома быстро наладил связь с рыцарем, прочитав стихотворение, и только после этого пошёл открывать.

– Какие красивые шахматы! Почти как из фильма про Гарри Поттера! – Восхитилась девочка когда увидела старинный комплект.

– Да, это папа привёз из экспедиции.

Роме в тайне очень нравилась Лена, но девочка явно отдавала предпочтение Андрею, который был самым сильным шахматистом в кружке. Неожиданно Лена сделала предложение от которого у Ромы заколотилось сердце. Даже во сне он не мог бы на это рассчитывать.

– А давайте, ребята, как в книгах про рыцарей, я устрою между вами настоящий поединок на этих шахматах! Ведь рыцари бились за сердца прекрасных дам! А у меня сегодня на вечер есть два билета в кино на только что вышедшею серию о Гарри Поттере. Кто из вас выиграет, тот со мной и пойдёт. Это будет приз!

Андрей отнёсся к этому предложению равнодушно, или только попытался сделать вид. Мальчик уже привык, что романтичная Лена, начитавшись рыцарских романов, а в большей степени, насмотревшись всякого фэнтези, периодически устраивала ему какие-то испытания. А то, что она придумала сейчас, было гораздо проще выполнить, чем некоторые другие идеи Лены. Рома ещё ни разу не сыграл с Андреем ни одной партии даже вничью.

– Я уступаю тебе белый цвет. – Великодушно сказал Андрей.

Всю игру Рома оставлял королевского рыцаря на своём первоначальном поле. Квентин всё время рвался в бой, и когда он предлагал Роме выпустить его в игру, мальчику приходилось напрягать все свои силы, чтобы самостоятельно сделать ход. Однако, другие советы рыцаря, всё же склонили игру в его пользу. В какой-то момент, Рома выиграл у Андрея на красивой комбинации слона. На доске оставалось уже совсем мало фигур, но тут Андрей неожиданно пожертвовал Роме своего коня и двинул вперёд крайнюю пешку. На доске возникла следующая позиция.

 

 

– Остановите пешку Епископом, сир! – услышал Рома голос рыцаря.

– Это и так ясно. – Подумал Рома и сделал ход 1.Cf6

Андрей тут же сыграл 1…d4, перекрыв дорогу слону.

– Сир! Мне всё-таки пришла пора вступить в бой! Второе поле от первоначального положения Вашего Величества!

– Зачем ходить конём на e2? – Подумал мальчик. – Проще сыграть конём на f3. Даже если соперник поставит ферзя, он тут же его выиграет, а потом пройдёт королём к пешке h7 и проведёт свою пешку в ферзи. Впрочем, наверное Квентин, жертвуя собой, ставит противнику ловушку, ведь если король побьёт коня, то он просто съест слоном пешку на d4 тогда чёрные так же будут обречены! Рома передвинул королевского рыцаря на e2.

Андрей немного подумал и превратил пешку в ферзя – 2…a1Ф.

Рома тут же схватился за слона f6 и тут он услышал голос Квентина.

– Что Вы наделали, сир! Мы победим, если я пойду на первое поле Епископа Королевы.

– Поправляю! – машинально пробормотал Рома.

– «Поправляю» говорят до хода, а не после! Ходи слоном! – сказал Андрей.

– А я и сказал до хода!

– Не делайте этого, сир! Рыцарь не должен врать! Ходите Епископом! Пусть мы не выиграем эту битву, но избежим позора!

– Лена, ты слышала, что он сказал «Поправляю» после того, как взялся?!

– Прости его, Андрей! Какая разница – чем он побьёт на d4?! Я уже вижу, что получается ничья и Вы будете играть ещё одну партию.

– Так и быть! Ходи чем хочешь!

– Не делайте этого, сир! Ходите Епископом!

Но Рома всё же сделал ход 3.Kс1

Андрей неожиданно задумался. Рыцарь тоже молчал. Но он уже и не был нужен! Рома понял, что имел в виду Квентин. Андрей покраснел.

– Зачем я дал тебе переходить! Давай вернём всё назад!

– Заиграно!

– Андрей, как ты можешь отказываться от своих слов?! Ты же простил ему тогда!

Андрей резко поставил ферзя на а5.

 

Учитель умолк.

 А что было дальше?

 Рома выиграл эту партию. Это же совсем несложно! Ты и сам наверняка видишь! А потом они пошли с Леной в кино. А потом…

Так что же было потом, Учитель?!

Когда Рома вернулся домой, он посмотрел на доску и не увидел королевского рыцаря. На доске лежала только горстка каменной крошки…

Какой ужасный конец у этой истории!

А кто тебе сказал, что это конец?

 

– Чего только не приснится?! – Подумал Рома. – Надо же, во сне пришла идея, как решить позицию из шахматного квеста, которая никак не получалась вчера вечером!

Рома включил компьютер и ещё раз в мыслях вернулся к странному сну.

Всё наверное от того, что героя квеста зовут так же как и его! Чего только не бывает!

 

Вот тебе диск с этим квестом! Пройди его до конца. Это большое задание, но я уверен, что ты справишься! Может быть сегодня ты понял и не всё, но, как мне кажется, понял самое главное. 

 

 



Сайт создан в системе uCoz