Впечатления судьи

 

 

 

 

 

Проснувшись утром после пьянки,

Я посмотрел на календарь,

Судить мне завтра спозаранку,

Ведь утром начался январь.

 

 

            Финансовый кризис и новогодние каникулы натолкнули меня на мысль немного подработать. Тем более, что я выиграл конкурс на вакантную должность судьи. Причем  в суд мне идти не придется, так как судьей я буду не присяжным, а шахматным. Шахматы я люблю с детства. Даже занимался ими полгода в институте. Потом научил играть в них дочь. Сопровождая ее в поездках на турниры, несколько раз сыграл и сам, а вот теперь мне представилась возможность посмотреть на шахматное соревнование глазами судьи.

          В первый день посмотреть на соревнование со стороны не получилось. Пришлось работать. Мои функции линейного арбитра на  Первом Командном Первенстве Москвы среди шахматных секций в возрасте до 10 лет сводились в основном к следующему:

1) громко кричать: - «Соблюдайте, пожалуйста, тишину».

2) пытаться ограничить доступ родителей в игровой зал, где играли 72 юных шахматиста.

          Когда я посещал шахматные соревнования как зритель, наблюдая за партиями мастеров и гроссмейстеров, то, глядя на позиции, пытался найти лучший ход. В роли судьи на детском турнире я насмотрелся на уйму невозможных ходов.

          - Мой соперник поставил короля под шах!

          - Да, действительно сделан невозможный ход. Соперник сейчас переходит, а я тебе добавляю две минуты.

          В это время за другим столом.

          - Пешка у соперника пошла на две клетки в середине доски.

          - Ты что не знаешь, что пешка может пойти на две клетки только со своей начальной позиции?

          - Знаю, но тренер говорил, что надо стараться проводить пешку в ферзи как можно БЫСТРЕЕ!

- Сделан невозможный ход. Соперник сейчас переходит, а я тебе добавляю две минуты.

          В это время за другим столом.

          ….

- Сделан невозможный ход. Соперник сейчас переходит, а я тебе добавляю две минуты.

          После второго тура у меня страшно болели пальцы, стертые в кровь «переводилкой». Зато мне не потребовалось добавлять время на электронных часах. Как правильно пользоваться ими я не знаю, поэтому решил, что в этом случае буду выписывать «вексель» на дополнительные две минуты игры, после падения флага.

          Второй день дался мне существенно легче. Во-первых, у нас уже была жеребьевка, и мы начали тур вовремя. Во-вторых, я уже был судьей с опытом работы один день и поэтому, мне удавалось следить за ходом некоторых партий. Играли дети плохо. Многие партии заканчивались за 10-15 минут матом. Детского мата я не видел, но мат в 9 ходов был. Бескомпромиссная борьба короля и пары пешек против почти полного комплекта соперника тоже. 

          Глядя на такую игру, не вольно возникает вопрос, зачем собрали в актовом зале толпу недоученных малышей, которые еле-еле передвигают фигуры. При мне мальчик выиграл ладью за проходную пешку, а через ход зевнул ее назад. Участник турнира до 14 лет 36 ходов методично ставил мат ферзем одинокому королю. Он подводил своего короля в оппозицию неприятельскому, объявлял шах, оттеснял короля на одну вертикаль и т.д. Если б у него была ладья, а не ферзь его действия были бы просто безукоризненными. Кому все это надо?

Организаторам? Вряд ли - турнирных взносов нет, а для отчетности вполне хватит оставшихся турниров, которых в ходе фестиваля, длившегося 12 дней,  было достаточно.

Детям? Как часто пишут в турнирных положениях - с целью повышения спортивного мастерства. Тоже вряд ли. Получить за 10 минут мат, а потом около часа околачиваться под дверью игрового зала в ожидании следующего тура. Наверное, это не кратчайший путь к шахматным высотам.

Тренерам? Они были очень колоритными участниками турнира, подбадривали свои команды, радовались их победам и стойко переживали неудачи. Недостаток щедро расточаемой энергии им пополняли постоянно звонившие мобильные телефоны.  В результате лучшие из них стали обладателями «командных грамот», но если тренер хороший их у него таких грамот и так как грязи, а если плохой, то его команда не попадет в призы.

От абстрактных размышлений меня отвлек следующий случай. В позиции король и пешка против короля, незащищенная пешка объявляет шах королю. Слабейшая сторона останавливает часы и говорит, что ничья. Тренер сильнейшей стороны требует за остановку часов засчитать поражение. Я трактую позицию, как невозможный ход. Ход не сделан, часы пережаты. Добавляю сильнейшей стороне две минуты (мое любимое занятие на турнире). Пешка съедается – ничья. Тренер обращается к главному судье, тот посылает его … в апелляционную комиссию. Апелляционная комиссия утверждает ничейный результат.

Вообще работа шахматного судьи на детском соревновании это не мед. Все время на ногах, меня первые два дня к концу третьего часа аж пот пробивал. За то в третий я дожил до награжденья бодрый и не запыхавшийся. Награжденье проводил главный судья, а я вместо него пошел в зал, где играли команды до 14 лет.

Здесь уже были нормальные шахматы без шума, невозможных ходов и … страшная духота в зале. Я как рыба, выброшенная на берег, начал жадно хватать ртом воздух, пот потек ручьями. Как можно играть в таких условиях? Но наши не избалованные дети играли. Правда, при мне один мальчик проиграл разноцвет с лишней пешкой. Еще круче развивались события в партии лидеров на третьей доске:  выиграно – проиграно – выиграно - проиграно, но там был цейтнот.

Почему шахматисты, дети, тренеры соглашаются на игру в таких условиях непонятно. Схожая ситуация была в РГСУ на Стромынке во вовремя последнего тура командных соревнований между ВУЗами. Пришла зима, включили отопление. Наступила оттепель, а отопление отключат только в марте. И вот в невыносимой жаре и духоте гроссмейстеры и международные мастера мутузят друг друга. Хочется верить, что температура поднимается только в последнем туре соревнования от накала страстей.

Из детей мне больше всего запомнились два маленьких мальчика: вторая доска Вадковский-1 и четвертая доска   Школа 1189-2. Играют они осмыслено, эмоционально. А вдруг мне повезло увидеть будущих чемпионов?

На этом моя работа была закончена. Праздники продолжаются. Сейчас лежу на печи, жду зарплату и приглашение судить Аэрофлот-Опен.  Все вышеизложенное является очень вольным изложением реальных событий: где-то приврал, а где-то не досказал.

 

Виктор                                                                                                           2-4 января 2009 г.  

                                                                        ТЕМА НА ФОРУМЕ

 

 

                                                                   

 

Сайт создан в системе uCoz